Здравствуй, новое Средневековье! | Русская весна

Здравствуй, новое Средневековье!

«У нас есть 15–20 лет для того, чтобы спасти чтение как навык, как способ поглощения информации. А если мы в эти 15–20 лет не напряжемся, то мы окажемся в ситуации XIV века, когда  читают только в монастырях».

Все меняется быстро, неожиданно и там, где не ждешь. Сколько важных событий было упущено из виду лишь потому, что кто-то на ком-то женился (все бегут обсуждать) или где-то что-то упало (успеть бы написать)?

«Новые цифровые издания стали лишь тенью того, чем они некогда являлись на бумаге»
В 2015-м свершилась почти революция, но заметили ее лишь специалисты и отраслевые эксперты: социальная сеть Facebook запустила новый сервис Instant Articles. Проект дает возможность информагентствам размещать интерактивные статьи в ленте новостей на мобильных устройствах. Для этого компания подписала соглашение на поставку информации с девятью новостными агентствами.

Новости на основе Facebook загружаются быстрее. Сервис дает возможность размещать не только тексты, но и изображения, аудиоверсию текста, графики, карты, музыку и видео, возможность быстрого комментирования пользователями социальной сети. Как заявляют создатели, это приводит к росту вовлеченности читателей и увеличению аудитории.

Лоббисты мгновенных публикаций предрекают медиапроектам два варианта развития событий. Первый  слияние с соцсетью, увеличение скорости подачи материала, постепенную интеграцию с пользователями самой крупной в мире виртуальной соцплощадки, рост количества читателей. Второй вариант  игнорирование и, как следствие, потеря трафика и читателей, которые все более активно используют Facebook.

Аудитория делится на три группы: «лоялисты»  постоянно возвращаются, на них нацелена основная реклама и возможность заработать при монетизации трафика; «подписчики»  постоянные читатели статей и комментариев (подписчики присоединяются к сообществам издания в соцсетях); «случайные» пользователи, которые попали по ссылке, увидев ее в мобильном приложении.

Из последних и формируется потенциальная аудитория, они определяют возможности рынка и роста издания в соцсети. Задача номер один  обращение «случайных» в «лоялистов».

«Все эти изменения породили в мировых СМИ дискуссию о возможном ослаблении популярности собственных информационных порталов медиагрупп и отдельных изданий»,  отмечает The Wall Street Journal.

Однако угроз на самом деле намного больше. Издатели фактически забрасывают свои собственные каналы распространения и становятся поставщиками контента для Facebook, превращаясь в новостные агентства. Зачем подписываться на Times, если есть возможность читать все то же самое бесплатно на Facebook?

Цифровая реклама не спасет  выручка от нее за первый квартал 2015 года составила всего 14 млн долларов в месяц (15 лет назад, до того как цифровые технологии раскололи этот бизнес, реклама приносила The Times более 100 млн долларов в месяц).

Конечно, это катастрофа  новые цифровые издания стали лишь тенью того, чем они некогда являлись на бумаге. Но растворение в социальной сети ради мнимого, проходящего интереса массовой публики  едва ли удачный выход из положения.

«Мы хотим дать издателям новый инструмент. Сделать чтение интерактивным и ярким»,  заявляют создатели Instant Articles. Забывая, что чтение предполагает работу ума, воображения, именно это и делает человека человеком, если вдуматься. Но это, похоже, не является целью создателей новых технологий.

Конечно, удобнее и легче создавать продукт для потребителей, которые раздражаются от перспективы «ждать 8 секунд, пока загрузится статья», которую еще и нужно затем «долго читать». «Facebook понимает, что важно для нас»,  говорит президент издания BuzzFeed Грег Коулман.

«Вместо того чтобы диктовать нам условия, они пришли к нам и спросили, чего бы хотели BuzzFeed?» Теперь такими журналистами намного легче будет управлять. Первая доза, как известно, предоставляется бесплатно. 100% доходов от рекламы, 70% от проданной «Фейсбуком»  предложение, от которого невозможно отказаться.

Но что потом? Полный «прогиб» перед целевой аудиторией? Многие из хозяев медиахолдингов скажут, что это и есть единственно разумное решение в «наше время».

«Это живая страница. Это живая, дышащая статья, это уже не просто слова,  говорит Шезад Морани, креативный директор NBCNews.com.  Новые технологии призваны повысить ваше настроение и настроить на продуктивный день». Интернет, предполагающий быстрый доступ к информации, обмен мнениями в реальном времени

Все это бесконечно радовало до появления тенденции к «развлекающим медиа» (entertain media), которые так быстро заполонили медиасферу. Альтернативы ей пока не видно. Считанные информационно-аналитические СМИ имеют ничтожные рейтинги и постепенно утрачивают независимость (вернее, ее остатки). Ни о каком журналистском почерке, литературности скоро речи идти не будет.

«У нас есть 1520 лет для того, чтобы спасти чтение как навык, как способ поглощения информации. А если мы в эти 1520 лет не напряжемся, то мы окажемся в ситуации XIV века, когда только в монастырях читают, когда это профессиональный навык узкой горстки интеллектуалов, а все остальные живут в рамках устной истории. И чтения больше нет. Поверьте, это не страшилка для запугивания налогоплательщиков. Это грустный вывод из долгих исследований. То есть речь уже не идет о том, чтобы спасать качественное чтение, а о том, чтобы спасать чтение как таковое»,  говорит один из главных пропагандистов чтения, российский критик Александр Гаврилов.

Сейчас Facebook играет роль доброго самаритянина. Подчинить себе ключевой сегмент западных СМИ  их главная задача. Если вспомнить, что компания Цукерберга контролирует огромный пласт информации о пользователях сети и имеет доступ к личной переписке, то инструмент воздействия, который мы добровольно передаем в руки будущему медиагиганту, может стать информационной атомной бомбой по уровню воздействия на население.

Но, похоже, никого это не устрашает. Половина пользователей Facebook абсолютно беспечна  они даже не удосужились разобраться в настройках приватности и переустановить их. Запрос на развлечения и общение между пользователями удовлетворяется вполне.

А на главных телеканалах исправно пляшут со звездами, поют, плачут вместе с сериалами про богатых и смеются со стендапами. Шоу продолжается.

Здравствуй, новое Средневековье!

Елена Ханенкова, журналист.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS