«Изюминки» МС-21 — Роман Таскаев

«Изюминки» МС-21 — Роман Таскаев | Продолжение проекта "Русская Весна"

Одной из изюминок данного самолёта является то, что в нём применено достаточно большое количество композитных материалов. Это даёт нам и снижение веса, и меньший расход топлива, и повышенную прочность, и как следствие повышение уровня безопасности. Освоение заводами, производящими эту продукцию — уже большой шаг для нашей промышленности, потому что в таком количестве композитные материалы — в России впервые применяется именно на этом самолёте.

Есть на МС-21 ещё изюминки. Прежде всего, это комплексная система управления самолётом, позволяющая безопасно выполнять полёт. Высокоинтеллектуальная система управления будет лётчика предохранять от попадания на режимы «сваливания», «штопора». Для комфортности управления самолётом, для повышения качества обучения лётчиков — в этой системе новая ручка управления. Сейчас на «Эйрбасах» применяется не обычная штурвальная система, а боковые ручки управления, которые разгружают переднюю часть приборной доски для лётчика. Но на «Эйрбасах» ручка, скажем так, пассивная, то есть каждый лётчик управляет своей ручкой, не чувствуя, что при этом что делается у другого лётчика. У нас она соединена, и при управлении одним лётчиком, рукоятка у второго лётчика перемещается, давая понимание, что делать первому. Это важно, особенно при обучении. Производителем ручки являются французы, и они очень заинтересованы в том, чтобы мы сертифицировали эту ручку, потому что это тоже будущее авиационной промышленности. К сожалению, наша промышленность пока производство таких ручек ещё не освоила, но нам есть на кого смотреть, равняться и куда двигаться по этой части. Ручка и ещё несколько комплектующих зарубежного производства, но больший процент — наш, российский. Например, вся приборная доска основана на многофункциональных индикаторах, которые производятся в Ульяновске. Пульты и управление системами, в том числе и само программное обеспечение, тоже производится в нашей стране, то есть работает программа импортозамещения.

МС-21 — очень красивый самолёт. На него приятно смотреть сейчас на земле, думаю, что также будет приятно управлять им в воздухе. Я с удовольствием посидел в кабине, примерился к будущему рабочему месту. У нас серьёзные основания полагать, что мы получим прекрасный самолёт, которым сможем гордиться.

Каждый новый самолёт должен производиться именно с точки зрения улучшения экономической составляющей: дальность, диапазон возможных полётов, расход топлива, эксплуатация на аэродромах. Здесь всё это учтено. В своё время снижение внимания государства к авиации привело к тому, что мы прекратили разработку новых перспективных проектов. Не было элементарного финансирования. Звучали такие слова: «Если вы не можете сделать, мы купим за рубежом». Но выпуск МС-21 показывает, что не стоит исповедовать такой подход. Нужно просто постараться обеспечить производство своих самолётов. И наша авиационная промышленность справится с этим.

Роман Таскаев

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS