Русская программа: Русский образ жизни

Русская программа: Русский образ жизни | Русская весна

Сознание человека в огромной степени зависит от его образа жизни. Простейшие элементы быта порой формируют более крепкую связь личности со своей цивилизацией, нежели грандиозные памятники и политическая пропаганда.

Как само собой разумеющийся факт мы воспринимаем слова песни, утверждающей, что Родина начинается с картинки в букваре, с горящих вдали окошек и с заветной скамьи у ворот. Очевидно, что и скамья, и картинка, и окошки, как и тысячи иных мелочей повседневной жизни, становятся неотъемлемыми приметами, символами национального мира, позволяющими выделять своё, родное в любом окружении.

В современной экономике существует индустрия товаров и услуг, формирующих национальную идентичность. Объёмы этого рынка огромны, в глобальном масштабе они превышают триллион долларов. Сюда относится удовлетворение разнообразных потребностей, связанных с сохранением и распространением национальных традиций, соблюдением национальных ритуалов, почитанием памятных мест и святынь. Доля подобной индустрии в ВВП планеты не сокращается, как можно было бы предположить, исходя из прогнозов сглаживания национальных различий при глобализации, а непрерывно растёт.

Например, в конце ХХ века возникла целая отрасль туризма — этнотуризм. Однако к поднятой здесь теме относится не только и не столько посещение стилизованных фольклорных деревень, где воспроизводится быт и обстановка прошлого. Туризм, развивающий национальную идентичность, тесно связан с настоящим и будущим, с мировоззрением и психологией народа. Так, в урочный день миллионы японцев отправляются на фестивали цветущей сакуры, американцы считают своим долгом хотя бы раз в жизни посетить водопад Ниагара и Гранд Каньон, арабы — Мекку, евреи — мемориал «Яд-Вашем», сербы до известных событий ежегодно стремились на Косово поле. Всё это имеет свою материальную сторону: транспорт, гостиничный бизнес, рекламу, печать, сувениры, — но вся эта, достигающая внушительных масштабов, материальная деятельность процветает лишь потому, что имеет своим стержнем национальную идею.

Огромны объёмы товаров и услуг, ставших своего рода «визитной карточкой» своих народов и цивилизаций. Во всём мире распространяются занятия йогой, которая воспринимается как индийская система физического и духовного оздоровления. Реклама йоги — это реклама Индии, занятия йогой — это приобщение к индийской цивилизации. То же самое можно сказать про Китай и занятия ушу, гимнастикой цигун, лечение иглоукалыванием. Платное предоставление таких услуг нельзя сводить к банальному зарабатыванию денег (хотя деньги на этом зарабатывают весьма значительные). Распространение национально идентичных методик оздоровления ведёт, как минимум, к росту авторитета данных цивилизаций, к их положительному влиянию на соседей, а как максимум — к цивилизационной экспансии, прозелитизму, обретению новых приверженцев из чужой среды.

Огромного размаха достигло распространение национальных форм кулинарии. В любом крупном городе любого континента можно попробовать японские суши или итальянскую пиццу; менее распространёнными, но не менее знаменитыми, являются такие изысканные кушанья, как французская фуа гра или китайская утка по-пекински. Торговая марка «халяль», сопровождающая продукты определенного типа, не просто помогает ориентироваться на рынке правоверным мусульманам, но служит распространению исламского образа жизни.

Точно так же и России нужна индустрия товаров и услуг, формирующая русскую идентичность, русскую среду обитания.

Обобщая опыт нашей цивилизации, ориентируясь на наши предпочтения и ценности, следует выработать особый стиль, особую атмосферу жизни и быта, которая будет восприниматься окружающими народами как «русский стиль» и станет своеобразной рекламой нашего образа жизни, подобно тому как сегодня западноевропейская цивилизация утверждается через евростиль, евродизайн и т. д.

Формирование новой среды обитания должно начаться с новой городской планировки, с изменения того антропогенного пейзажа, который человек ежедневно видит перед своими глазами. Эпоха нового русского градостроительства должна опираться на те преимущества, которые даёт нам наша страна — обилие пространства, лесов и вод; а также на преимущества современного коммуникативного мира, снижающего необходимость физического скопления огромных масс людей в местах рабочей и деловой активности. На смену «каменным джунглям», плотность застройки которых в центре агломерации превышает мыслимые пределы, должны прийти русские «природоградья», органично вписанные в природный и культурный ландшафт.

Место городов радиальной планировки, где деловая активность и транспортные потоки, как и стоимость земли и жилья, стремятся к бесконечному максимуму в центре, должны занять города кольцевого или зонтично-кольцевого типа. Деловая и производственная активность там сосредоточится в «узлах колеса», а центр агломерации будет использоваться исключительно как архитектурно-историческая и рекреационная зона, где исключено скопление транспорта и людей, вызванное ежедневными трудовыми маятниковыми поездками с окраин в центр. Современный скоростной транспорт позволит рассредоточить жилые кварталы урбанизированной зоны на обширной территории в тысячи и десятки тысяч квадратных километров, создав агломерацию зонтичного типа. Каждый отдельный квартал будет выглядеть как небольшой городок, уютный и гармонично сочетающийся с окружающей природой, где лесные и водные угодья находятся в шаговой доступности для горожан, а вместе зонтичная система таких поселений, замкнутая на «деловое кольцо», может складываться в миллионные и многомиллионные агломерации.

Как в конце XVIII века, в эпоху Екатерининской планировки, был заложен облик многих русских городов (и определяется ею до сих пор), так в первой половине ХХI века надо заложить генпланы новых русских городов, определяющие их облик на века вперёд.

Архитектурный облик новых кварталов должен иметь оригинальный характер, основываясь на достижениях национального стиля разных времён, от деревянного зодчества и неовизантизма до неорусского стиля, конструктивизма и сталинского ампира, что, конечно, не исключает новых творческих находок. При всём архитектурном разнообразии новые поселения должна объединять доминанта православных храмов, наличие орнаментов и декоративных мотивов национального типа, использование старинных кириллических шрифтов в уличной и домовой маркировке, присутствие характерных природных элементов (сосновые и берёзовые рощи, дубы и клёны, заводи и пруды) в городской планировке, широкое использование натуральных материалов (прежде всего древесины) в отделке придомовых территорий и в малых архитектурных формах. Присутствие этих элементов должно создавать неповторимый национальный колорит, позволяющий зрителю безошибочно угадывать, что он видит Россию, а в менталитете жителя формировать дорогие приметы Родины, ассоциирующиеся с красотой, естеством, удобством. Человек, живущий в таком городе с такой архитектурой, не принадлежит более обезличенному вненациональному техномиру, а продолжает жить на своей родной земле, хотя и преображённой современным техническом гением, но сохранившей типические природные и национальные признаки.

Рассредоточение городских агломераций в природоградья должно быть совмещено с внедрением транспорта нового поколения. В двадцать первом веке, с использованием современных технических средств, должна воплотиться традиционная мечта русского человека, воплощённая в словах «простор» и «воля». Русское представление о свободе больше, чем у каких-либо других народов, ассоциируется с простором, отсутствием границ, возможностью стремительного движения к новым пространствам. Уже в среднесрочной перспективе (несколько десятилетий) мы имеем все шансы преодолеть нынешнее пленение горожанина теснотой улиц, автомобильными пробками или сутолокой метро.

Ускоренное развитие скоростного наземного транспорта и малой авиации даст возможность перемещаться на огромные расстояния, проживая одновременно в нескольких местах и путешествуя по стране. Так, русский крестьянин будущего может иметь, например, усадьбу в Саратовской области (где в летний сезон он занимается хлебопашеством), апартаменты в Подмосковье (где он приобщается к культурно-историческому достоянию столицы и занимается сбытом продукции) и зимовье в Эвенкии (где во время досуга занимается охотой и лыжами). Перемещение между этими точками может занимать буквально часы. Появление таких возможностей не только удовлетворит национальный инстинкт первопроходцев и путешественников, наследников Ермака, Дежнёва и Атласова, но и позволит более тесно связать воедино наше Отечество, позволит почувствовать удалённые уголки России своей, кровной землёй.

Развитие такого перспективного направления, как самолёты-амфибии, которые уже в ближайшее десятилетие станут доступными для широкого использования, позволит не привязывать направления перелётов к специально оборудованной, дорогой сети аэродромов. Огромное количество естественных водоёмов, покрывающих большую часть России, позволит создавать бесконечно густую сеть авиасообщения в летне-осенний сезон. Дополнительным плюсом является сравнительно низкая плотность населения, что значительно снижает риски из-за плотности перелётов. Учитывая вышеперечисленные факторы, русские имеют шанс превратиться в первую на планете нацию воздушных наездников, каждый из которых владеет и пользуется обширными земными угодьями в разных уголках своего Отечества, свободно перемещаясь между ними. Это совершенно новый образ жизни, при этом тесно связанный с нашей национальной традицией и позволяющий нам снова стать оказаться в авангарде человечества.

Русский стиль должен пронизать всю бытовую атмосферу, утверждая своё, национальное, родное, как предмет гордости каждого человека и как ассоциативный якорь его сознания. Это не значит, что параллельно следует отвергнуть бытовые бренды других народов — суши и пиццу, дзюдо и фламенко, хамам и пончо. Отвергая их, мы сильно обедним нашу жизнь, потеряем почву для сравнения, для дальнейшего развития. Однако русские бытовые бренды должны доминировать в России и в странах Российской цивилизации, а также получить широкое представительство за их пределами. Для этого нужно не только консолидировать усилия общества, но закрепить ряд ключевых принципов на законодательном уровне.

Первоначально, пока русский вкус только будет прививаться широкой публике, входить в моду, двигателем такого поворота должно стать государство. В одних случаях государство может выступить с политикой прямого регулирования (как, например, законы по защите французского языка во Франции требовали, чтобы на всех каналах вещания не менее 60% эфирного времени занимали франкоязычные песни, в т. ч. не менее 20% — новые произведения молодых французских авторов). В других случаях государству достаточно быть спонсором, соучредителем или субсидиарным партнёром национальной сферы услуг: русских спортивных секций, кафе, бань, медицинских центров, этнотуристических фирм и т. д.

Русский стиль должен найти своё выражение в самых разных сферах: дизайн, кулинария, одежда, мебель, игрушки и игры, туризм, досуг, медицина, спорт и т. д.

В сфере кулинарии необходимо создать отечественную систему быстрого питания, основанную, в отличие от американского фаст-фуда, на использовании здоровых и привычных для русского организма продуктов: пирогов, блинов, гречневиков, печёного картофеля и овощей, травяных чаёв и ягодных морсов. Также достойное место займёт высокая национальная кухня, которую предстоит популяризировать в лучших ресторанах России и мира. При централизованной поддержке бренд «русская кухня» может получить широкое распространение за рубежом, занять своё место наряду с итальянской, японской, французской, китайской кухней. При этом русские кафе и рестораны будут сориентированы не только на популяризацию нашего традиционного меню, но и на популяризацию русской эстетики: в их декоре могут быть использованы вышивка, керамика, резьба по дереву, этноорнаменты. Символы цивилизации могут присутствовать и в фотовернисажах, в убранстве ресторанных залов — это не только типичные русские пейзажи, фотографии или гравюры казаков, храмов, старинных памятников или городских видов. Это может быть и знамя Победы над рейхстагом, Гагарин, Менделеев, Сикорский, Международная Космическая Станция, русские полярники, певцы, спортсмены, учёные. Это могут быть старинные карты России и карты её исторических событий, репродукции её знаменитых полотен и эпизоды из знаменитых кинокартин. Это может быть стилизованная трансляция в видеорежиме: от показа русских мод до демонстрации русских фильмов. Таким образом, придя в русский ресторан, посетитель должен не только почувствовать вкус и аромат национальных кушаний, но, в широком смысле, вкус и аромат самой России.

Касаясь охраны здоровья, необходимо продвигать как локальные бренды (например, сибирские травы, алтайские панты, уральский мёд), так и общенациональные — русская закалка, русская баня и т. д.

Важнейшей задачей должно стать развитие этнотуризма разных типов: фольклорного, знакомящего путешественника с традиционным русским бытом; географического, нацеленного на знакомство с природными достопримечательностями России; исторического, связанного с посещением мест Русской славы, и т. д.

Необходимо вдохнуть новую жизнь в индустрию отечественной дидактической игрушки: как в смысле производства реальной, так и виртуальной продукции. Русские герои и сюжеты должны завоевать популярность в компьютерном мире; здесь возможен самый широкий ассортимент сюжетов: воздушные бои на Ил-2, «Лунная гонка» в соревновании с американцами, стратегические игры по объединению Руси, по альтернативной истории (например, «Выиграй Цусиму!» или «Предотврати революцию!»), колонизация Аляски или Дальнего Востока, открытие Антарктиды и т. д.

Обладая национальным колоритом, создаваемая нами индустрия идентичности должна отвечать самым современным технологическим достижениям, соответствовать вечным общечеловеческим требованиям, чтобы завоевать популярность в русском народе, выдержать конкуренцию с культурной экспансией соседей, стать образцом для других народов. Так, русский стиль в кулинарии способен также означать здоровое, экологически чистое питание. Русский бытовой дизайн должен ориентироваться на здоровые, природные материалы и т. д.

Очагами продвижения и важнейшими творческими лабораториями нового национального стиля должны стать Русские культурные центры, в частности — их технологическая инфраструктура. Сюда могут входить открытие при центрах русских кафе, русских бань, русских здравниц и природных аптек, агентств этнотуризма, центров по распространению промысловых изделий, продаже национальных кулинарных брендов и т. д. Роль таких центров могут выполнять как отдельные здания, так и целые природно-архитектурные ансамбли. В зависимости от принятых функций, Русские культурные центры могут размещаться на площади от сотен до сотен тысяч квадратных метров.

Роль таких центров не может сводиться лишь к деятельности тех художественных коллективов и предприятий, которые будут развёрнуты непосредственно на их базе. Их задача — служить своего рода «дрожжами», закваской для преображения всей культурной и экономической жизни. Например, на базе Русских культурных центров могут проводиться регулярные конкурсы, стимулирующие энтузиастов русского стиля в самых разнообразных жизненных сферах: русский дом, русская кухня, русская мода, русское здоровье, русский спорт, русское образование, русская песня, кино, книга, русский туризм и т. д.

Такие очаги национальной идентичности могут быть наделены не только культурными и этноэкономическими функциями, но также выступать как образовательные и технологические центры, прежде всего для детей и юношества. В образовательном плане можно сочетать современные развивающие, обучающие методики с русской традиционной обстановкой центров, делать упор на русскую школу, на пример российских гениев в математике, физике, химии, общественных науках, живописи, прикладных искусствах, шахматах, что будет содействовать прочной национальной ориентации юных талантов. Даже изучение иностранных языков в русской национальной атмосфере придаст совсем иной колорит образовательному процессу: чужой язык не как подготовка к эмиграции, а как инструмент служения своему народу, расширения его сферы влияния.

Кроме того, мы считаем необходимым возрождение широкой сети центров детского и юношеского технического творчества: кружков юных моделистов и программистов, пилотов и робототехников, — что должно помочь готовить кадры для будущей России как мировой инженерной державы. В силу того, что в недавнем прошлом склонность к техническому творчеству проявилась как одна из черт русского национального характера, полагаем возможность совместить ячейки этой технологической образовательной сети с Русскими культурными центрами.

Экспертная группа РусНекст | RusNext.ru

Читайте также
Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS