Применение авиации ВСУ, часть 2-я | Русская весна

Применение авиации ВСУ, часть 2-я

По разрозненной информации Минобороны Украины, на Донбассе все штурмовики были сведены в так называемую резервную авиационно-штурмовую группу, которая базировалась на аэродромах «Чугуев» и «Днепропетровск».

Пришлось повоевать и экипажам наиболее мощного ударного самолёта Воздушных сил Украины — бомбардировщика Су-24 М. На момент начала конфликта все оставшиеся в строю машины были собраны в составе 7-й бригады тактической авиации в Староконстантинове (на аэродроме «Булат»).

С развитием крымского кризиса в 7-й авиабригаде резко стали восстанавливать боеспособность не только самолётов, но и лётчиков эскадрильи. Результат появился сразу же — 21 марта при посадке на своём аэродроме комэск подполковник Денис Кочан разбил самолёт. Сам он вместе со штурманом лейтенантом Дудником успешно катапультировался, а вот самолёт полностью сгорел.

Первое достоверное упоминание о применении Су-24 в боевых действиях датировано 1 июля. Согласно официальному сообщению пресс-центра АТО, «во время полёта над Донецкой областью был обстрелян самолёт Су-24 и сделано 4 выстрела из ПЗРК. Одна ракета попала в самолёт, загорелся двигатель. Лётчик сумел выключить двигатели, погасить пламя. Ему также удалось уничтожить зенитную установку, из которой вёлся обстрел».

По этим же данным, с одним двигателем самолёт пролетел ещё 300 км и приземлился в месте назначения. Однако во время посадки Су-24 вновь загорелся, огонь погасили пожарные. «Экипаж жив, здоров, самолёт нуждается в ремонте». Судя по описанию повреждений, самолёт выбыл из строя, минимум, на полгода: шутка ли — повреждение двигателя ракетой, пожар в полёте и загорание после посадки.

С 7-й авиабригадой связан и один из самых интересных моментов в деятельности украинских спецслужб в ходе конфликта. 30 сентября пресс-служба ведомства придала гласности информацию о том, что ею не допущена реализация плана угона в РФ украинского Су-24 МР. Ещё 22 сентября в результате оперативных действий был задержан подполковник, заместитель командира разведывательной эскадрильи, который принимал участие в боевых вылетах на Донбасс.

«Рыцари плаща и кинжала» утверждают, что якобы российские спецслужбы предложили во время очередного боевого вылета посадить машину на аэродром «Курск», для чего подполковника в районе границы должен был встретить российский самолёт. В случае невозможности посадить судно перебежчик должен был катапультироваться над территорией РФ. Ему было обещано продолжение службы в ВВС РФ в звании полковника, а также материальное вознаграждение в размере 30 тысяч долларов США. При этом его семья уже находилась на территории Российской Федерации. Однако в этом сообщении есть несколько логических нестыковок: например, как предполагалось обойтись со штурманом машины?

В случае, если суд докажет все эти факты, лётчику грозит до 15 лет лишения свободы. Насколько эта история имеет реальные корни или это просто фантазии оперативников-контрразведчиков — на сегодняшний день неясно.

Одними из самых болезненных для украинской стороны были потери транспортных самолётов. Особенно кровавыми были события 14 июня, когда во время построения предпосадочного манёвра в аэропорту Луганска был сбит военно-транспортный Ил-76 МД. На борту погибли 9 членов экипажа и 40 военнослужащих 25-й днепропетровской аэромобильной бригады. Существуют сведения из достоверных источников Руснекста, которые мы не будем разглашать, что в этом самолете также погибла группа высокопоставленных американских военных экспертов.

Как следует из интервью исполняющего на тот момент обязанности министра обороны Украины Михаила Коваля, в самолёт дважды попали ракетами, а потом ополченцы его обстреляли из крупнокалиберного пулемёта длинной очередью. Руководитель ведомства отметил, что если бы не эта последняя огневая атака, самолёт мог бы ещё осуществить посадку. Коваль также сообщил, что из пулемёта стреляли бронебойно-зажигательными патронами. Из-за этого произошёл взрыв авиационного топлива, после чего машина упала на землю.

Глава ведомства также подчеркнул, что «силовики были проинформированы о наличии вокруг аэропорта ополченцев, и территория вокруг объекта была зачищена. Однако высокомобильная группа ЛНР, передвигавшаяся на внедорожнике, с расстояния 7−8 километров от аэропорта осуществила обстрел самолёта». Транспортник в этот момент находился на достаточно большой высоте и уже заходил на глиссаду. Коваль также заявил, что одна из версий причин уничтожения самолёта — предательство авиадиспетчеров.

Позже близ луганского аэропорта было найдено место, с которого предположительно был поражен Ил-76, при этом обнаружены 3 пусковые трубы 9П39-1 от ПЗРК 9К38 «Игла». Два ПЗРК «Игла» были отстреляны, а 1 — технически неисправен (ракета осталась в трубе).

А чуть ранее — 6 июня — к востоку от Славянска был сбит самолёт-разведчик Ан-30, осуществлявший разведку блокпостов и огневых позиций ополченцев. Самолёт упал между Красным Лиманом и Николаевкой к востоку от Славянска. Два пилота выпрыгнули с парашютами над Голубыми озёрами (к северо-западу от Красного Лимана), ещё один — в районе микрорайона Южный Красного Лимана. После приземления раненных лётчиков подобрал эвакуационный отряд на вертолёте Ми-8 и отправил в ближайший госпиталь для оказания помощи. Один из выпрыгнувших погиб на месте.

В середине лета украинское командование пустило в бой буквально всё, что могло летать. Например, были отмечены вылеты истребителей МиГ-29, которые мало приспособлены для ударов по наземным целям.

Что касается украинской армейской авиации, то можно смело утверждать, что 100% украинских боевых вертолётов морально устарели. Особенно устаревшими были вооружение и бортовое оборудование. Поэтому использование вертолётов на Донбассе носило крайне ограниченный характер: из-за несовершенства бортовых навигационных систем и отсутствие РЛС вылеты на поддержку боевых действий осуществлялись преимущественно днём и в хорошую погоду. Вертолёты Ми-24 вылетали на боевые задания только тогда, когда дальность прямой видимости превышала 1,5 километра и лётчики могли ясно видеть цель. Да и то были случаи «дружественного» огня, как, например, во время разгрома блокпоста вблизи Волновахи, когда появившиеся пара «крокодилов» по ошибке атаковала подошедшие на помощь армейские подразделения.

25.04.2014 Ми-8 МТ, № 55 Поражён ракетой ПТРК во время подготовки к взлёту
02.05.2014 два Ми-24П Поражение из ПЗРК во время патрульного полёта, погибло 5
05.05.2014 Ми-24П Поражён из крупнокалиберного пулемёта, совершил в/п. Экипаж эвакуирован
29.05.2014 Ми-8 МТ Сбит двойным пуском ПЗРК, погибло 12
04.06.2014 Ми-24П Сбит ПЗРК + и крупнокалиберный пулемёт
06.06.2014 Ан-30Б, № 80 Поражён ракетой ПЗРК на высоте 6000 м, погибло 6
14.06.2014 Ил-76 МД, № 76777 Сбит двойным пуском ПЗРК + крупнокалиберным пулемётом, погибло 49
21.06.2014 Ми-8Т, № 29 Катастрофа в СМУ, погибло 3
24.06.2014 Ми-8 МТ Поражён из ПЗРК сразу после взлета, погибло 9
02.07.2014 Су-25 М1, № 06 Поражён выстрелом ПЗРК в районе Славянска, лётчик довёл до аэродрома базирования, где катапультировался
14.07.2014 Ан-26, № 19 Поражён из ПЗРК, погибло 2
16.07.2014 Су-25 М1 По словам лётчика, поражён ракетой класса «воздух-воздух»
21.07.2014 Су-25 М1 Подбит
23.07.2014 Су-25 М1, № 04, Су-25, № 10 Поражён из ПЗРК
07.08.2014 МиГ-29, № 02 Сбит
07.08.2014 Ми-8 МТ, № 62 Сбит огнём из стрелкового оружия
17.08.2014 МиГ-29, № 53 Сбит
19.08.2014 Ми-8 МТ, № 79 Сбит
20.08.2014 Ми-24 Сбит из ПЗРК, погибло 2
20.08.2014 Су-24 МР Взорвался в воздухе, погибло 2
29.08.2014 Су-25 М1 Сбит из ЗРК «Оса-АКМ»
30.08.2014 Су-25 Сбит из ЗРК «Оса-АКМ»

Таким образом, на сегодняшний день подтверждёнными фото- и видеодоказательствами потери украинских ВВС составляют 11 вертолётов (6 Ми-8, 5 Ми-24) и 13 самолётов (7 Су-25, 2 МиГ-29, 1 Су-24 МР, 1 Ан-26, 1 Ан-30Б, 1 Ил-76 МД). При этом количество техники, не подлежащей восстановлению, вероятно, на порядок больше.

В то же время по данным «штаба ДНР», потери украинских ВВС составили: 25 боевых вертолётов (Ми-24, Ми-8 и Ми-17) (на 20 августа 2014 г.), 37 самолётов (2 МиГ-29, 28 Су-25 3 Cу-24, 1 Ан-26, 1 Ан-30, 1 Ил-76) по состоянию на 29 августа.

Есть и альтернативная статистика (правда, источник первичной информации неизвестен) — западная база данных Aviation Safety Network. Так вот, по состоянию на начало сентября в ней числились потерянными ВВС Украины в ходе операции на Донбассе 12 вертолётов (5 Ми-8 и 7 Ми-24) и 20 самолётов (13 Су-25, 2 Су-24, 2 МиГ-29, 1 Ан-30, 1 Ил-76 МД, 1 Ан-26).

Применение авиации ВСУ, часть 2-я | Русская весна
Применение авиации ВСУ, часть 2-я | Русская весна
Применение авиации ВСУ, часть 2-я | Русская весна
Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS