Кособокое импортозамещение Ч. 1 | Русская весна

Кособокое импортозамещение Ч. 1

Когда девальвация рубля заставила проститься со многими заграничными товарами, символом нашей веры стало импортзамещение. Расчёт совершенно обоснованный, — девальвация тем и полезна, что даёт шанс отечественному производителю, укрепляет его позиции в конкуренции с иностранцем.

Чем дешевле рубль, тем дешевле наши рублёвые товары в сравнении с завозными, значит, спрос на них должен возрасти. Только успевай поворачиваться, наполняй прилавки!

Но воспользоваться ситуацией смогли не все, о чём ясно свидетельствуют экономические итоги января—июля.

Свой джек-пот, конечно, сняли аграрии. Изменение валютного курса вкупе с контрсанкциями оказались благодатными для русского АПК. По всем важнейшим видам продовольствия Россия показывает ударные темпы роста: животное мясо (+12.7%), мясо птицы (+11,1%), рыба (+13,0%), масло сливочное (+5,9%), сметана (+6,5%). Особенно бурно развиваются те направления, где импорт занимал значительную долю рынка, — прежде всего, производство виноградных вин, коньяка, зерновых хлопьев и мюсли, готовых завтраков.

Абсолютным чемпионом в этом соревновании оказался сыр, которого у нас за год стали делать на 43% больше. Русский сыр занял почти половину опустевшей рыночной ниши, ранее заполнявшейся импортёрами, а вторую половину предоставил своему белорусскому собрату.

Кроме такой важной отрасли, как производство продуктов питания, успехи в импортзамещении сопутствуют русской фармацевтике (+12,3%), а также отечественным моющим средствам и косметике (+8,5%). В выпуске этих товаров даже просматривается тенденция к ускорению роста, то есть фармацевты и мыловары тоже умудрились в этот кризис поймать свою птицу счастья.

Но, как уже было сказано, фортуна улыбнулась не всем. Паче чаяния, не увеличился спрос на отечественную одежду и обувь. Провал по этим по этим позициям довольно глубокий: трикотаж (- 26,7%), одежда готовая верхняя (- 29,0%), обувь кожаная (-19,4%).

На убыль пошло всё, что связано со строительством: бетон, кирпич, цемент, деревянные и металлические конструкции. Здесь спад не так глубок, как у швейников, но по 5–10% основные позиции сминусовали.

Серьёзный кризис переживает потребительское машиностроение: снижается производство холодильников, стиральных машин, телевизоров, часов, и особенно — легковых автомобилей (-26,1%). Лидером падения оказались ювелирные изделия, выпуск которых сократился вдвое.

Даже при самом беглом анализе вырисовывается закономерность: в выигрыше оказались те, кто производит товары обязательного, повседневного спроса. А продавать автомобили и золото, даже в условиях тепличного валютного курса, облегчающего конкуренцию с иностранными товарами, становится всё труднее.

(Можно ли выровнять сложившийся перекос и перейти ко всестороннему экономическому росту, читайте в статье Ивана Таляронка «КОСОБОКОЕ ИМПОРТЗАМЕЩЕНИЕ — ДИАГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»)

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS