Совет Европы отрегулирует молдавское законодательство о СМИ | Русская весна

Совет Европы отрегулирует молдавское законодательство о СМИ

Совет Европы и представитель ОБСЕ по свободе СМИ рассмотрели законодательные инициативы по изменению Кодекса о телевидении и радио в РМ. Два проекта законов были переданы на экспертизу спикером парламента Андрианом Канду. Международные учреждения сформулировали ряд выводов и рекомендаций относительно проектов законов, призванных гарантировать соблюдение свободы выражения и плюрализма мнений в свете положений Европейской конвенции о правах человека и других международных стандартов.

По мнению экспертов СЕ, предложения, содержащиеся в обоих законопроектах, необходимо лучше доработать в соответствии с принципами, касающимися прав человека. «Защита свободы выражения мнений и свободы вещания должна быть безусловной. Расплывчатые и ограничительные положения легко можно приравнять к цензуре, а языку, подстрекающему к ненависти, и фальшивым заявлениям можно легче всего противопоставить большую коммуникацию, плюрализм мнений, открытые прения и четкие позиции», отмечено в заключении.

Совет Европы рекомендует также приумножить усилия, касающиеся стимулирования и развития отечественной аудиовизуальной индустрии, механизмов и мер, которые с систематической точки зрения могут взаимодополнять положения Кодекса о телевидении и радио. Относительно продления периода максимальной аудитории между 18.00 и 24.00 Совет Европы считает, что аудиовизуальное пространство, предназначенное для рекламных производителей и агентств Республике Молдова, может быть расширено с целью стимулировать отечественную аудиовизуальную продукцию.

Поправки, касающиеся юрисдикции вещателей, не были одобрены Советом Европы. Согласно законодательной инициативе, вещатель принадлежит Республике Молдова, если штаб-квартира находится в Республике Молдова, лицензия выдана КСТР, а редакционные решения принимаются в Республике Молдова. «Вопрос о юрисдикции является одним из самых сложных в настоящее время из-за новой среды коммуникации и информации и наличия различных возможностей для создания разных конфигураций по организации медийных компаний. Желательно сохранить исходную версию этого положения», указано в заключении.

Поправка, запрещающая вещателям трансляцию и ретрансляцию телеканалов и радиостанций, содержащих передачи, которые не производились в странах ЕС, а также в странах, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, вызывают озабоченность экспертов Совета Европы. По их мнению, эти ограничения свободы вещания должны преследовать законные цели, которые необходимы в демократическом обществе. «Если вводится запрет на трансляцию или ретрансляцию, должны быть указаны причины и обстоятельства, при которых это может произойти. Общий запрет для некоторых программ, которые могут привести к политическим дебатам, как сформулировано в настоящее время, может звучать расплывчато и его применение может привести к цензуре. Насколько эффективным может быть такой запрет, когда в настоящее время существует свободный и открытый доступ к Интернету?», является выводом экспертов Совета Европы. В документе также отмечено, что пропаганда должна пресекаться, предлагая разнообразие информации для формирования непредвзятого общественного мнения с развитым критическим мышлением, способным сравнить заявления

Что касается поправки, предлагающей, чтобы отечественный продукт составлял не менее 8 часов ежедневного объема вещания, то Совет Европы считает, что этот подход не противоречит европейским стандартам и может быть поддержан.

«Внутренний продукт может в значительной мере способствовать плюрализму и балансу информаций и мнений в рамках публичных дебатов, воспитанию и сохранению культурных традиций. Меры нацелены на повышение эффективности использования и распространения официального языка Республики Молдова, которые не являются диспропорциональными при условии существования также пространства для использования других языков различных сообществ», говорится в заключении СЕ.

Поправка, чтобы вещатель транслировал отечественные информационные программы в размере 100%, 80% из которых должны быть на румынском языке, рассматривается Советом Европы как сумбурная и неясная, исходя из специфического положения о языке вещания. Поправка, предусматривающая отзыв лицензии на вещание за подстрекательство общества к национальной, расовой или религиозной ненависти, а также к террористическим действиям, рассматривается Советом Европы как положение, которое может «создать проблему для свободы выражения». «Эти мотивы могут быть применены в произвольном и непоследовательном порядке регулирующими органами в области средств массовой информации, и это может привести к отзыву лицензии и закрытию радиостанций, программы которых и комментарии считаются неугодными или в оппозиции к официальной позиции. Должны существовать на различных уровнях дополнительные гарантии против неясностей, свободной интерпретации, чрезмерного государственного вмешательства и злоупотреблений», говорится в документе. Что касается поправок по санкциям в отношении вещательных организаций, Совет Европы уточняет, что они не должны быть чрезмерными, чтобы не нарушать свободу выражения мнений, а должны быть пропорциональными правонарушению. По мнению экспертов, до наложения санкций вещатель должен получить предупреждение и ему должен быть предоставлен разумный период времени для пересмотра деятельности, а отзыв лицензии — это крайняя мера, которая может применяться только в результате совершения очень серьезных действий

Эксперты Совета Европы приветствуют положение, касающееся измерения доли аудитории, уточнив, что авторы проекта должным образом предусмотрели тот факт, что наиболее важной гарантией для корректности тендерской процедуры, служащей общественным интересам, является ее прозрачность.

В заключении Совет Европы предлагает, чтобы поправки, содержащиеся в двух проектах законов, вступили в силу одновременно с поправками, касающимися транспарентности собственников средств массовой информации. В свою очередь ОБСЕ считает, что новые предложенные поправки во многом соответствуют передовой международной практике, и рекомендует избегать ограничения на свободу выражения мнений и свободу печати.

«Не должно быть никаких попыток запретить пропаганду через законодательство, поскольку трудно объективно определить это понятие, и то, что с ним связано. Пропаганде следует противодействовать путем предоставления информации, даже если этот инструмент более медлителен и зачастую разочаровывает», отмечено в заключении ОБСЕ. Поправка, запрещающая вещателям трансляцию и ретрансляцию телеканалов и радиостанций, содержащих передачи, которые не производились в странах ЕС, а также в странах, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, рассматривается экспертами ОБСЕ как чрезмерная, которая может объясняться политическими причинами и может оказаться неэффективной. «Предложенный запрет — это рубящий инструмент и, в то же время, диспропорционален против пропаганды», объявила ОБСЕ.

Эксперты ОБСЕ считают, что инициатива, чтобы вещатели транслировали отечественные информационные программы в размере 100%, 80% из которых — на румынском языке, означает ограничение, которое негативно скажется на плюрализме новостей. «Хотя нет явного нарушения ни одного международного обязательства Республики Молдова, оно имеет и негативные последствия. Это значительно ограничит российский новостной спектр, представляющий интерес для русского меньшинства и русскоговорящих в Молдове», — упоминается в документе. Также ОБСЕ считает разумными законодательные изменения, согласно которым внутренний аудиовизуальных продукт должен содержать как минимум 4 часа трансляции на официальном языке. «Проект поправок укрепляет позицию отечественного содержания и защиты официального языка. Эти нормы используются во многих европейских странах и представляют собой ограничение, поддерживаемое для СМИ, при условии, что они являются пропорциональными», считают эксперты ОБСЕ.

Что касается отзыва лицензии на вещание за подстрекательство к национальной, расовой или религиозной ненависти, а также к террористическим действиям, ОБСЕ рекомендует поэтапное применение санкций в отношении вещателей. В другом контексте эксперты ОБСЕ считают, что ограничение вещательных компаний, которые находятся под юрисдикцией Республики Молдова, может иметь негативные последствия, поскольку это может налагать ограничения на действия, которые могли бы предпринять молдавские власти, и рекомендуют разработать более общие положения, касающиеся юрисдикции. Выводы и рекомендации Совета Европы были переданы на изучение Комиссии по культуре, образованию, исследованиям, молодежи, спорту и СМИ.

В настоящее время в парламенте зарегистрированы две законодательные инициативы о внесении изменений и дополнений в Кодекс о телевидении и радио: проект N 125 от 2 апреля 2015 года (подписанный группой депутатов ЛП) и проект N 218 от 22 мая 2015 года (подписанный группой депутатов ЛДПМ и ДПМ). После того, как эти законопроекты вызвали жаркие споры, председатель парламента Андриан Канду решил передать их на экспертизу Совету Европы, Венецианской комиссии, Организации по правам человека «Freedom House», представителям ОБСЕ по свободе СМИ.

 

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS