Православное Новолетие: с новым 7524 годом! | Русская весна

Православное Новолетие: с новым 7524 годом!

14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7524 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней — потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и «старый новый год». Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю — 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью — именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие — римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово «сын» может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами.

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: «Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем — пять тысяч?» (Николай Островский, «Как закалялась сталь»). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает — ведь «для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день».

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII–IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам — 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси — даже до XV века.

 

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS