Не только лишь газ: Россия ввела в отношении Украины эмбарго на поставки дизельного топлива и сжиженного газа | RusNext.ru

Не только лишь газ: Россия ввела в отношении Украины эмбарго на поставки дизельного топлива и сжиженного газа

С начала октября Россия резко снизила экспорт сжиженного газа и дизельного топлива (ДТ) на Украину. А с прошлой недели российский «дизель» и вовсе перестал поступать в адрес украинских покупателей. Об этом рассказали менеджер, а также собственник компаний — импортеров топлива, передает ЛІГА.net

Если прекращение поставок ДТ на Украину российские поставщики аргументируют запретом властей РФ на экспорт нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией, то сокращение экспорта сжиженного газа не объясняется вообще никак, сетует украинская сторона.

Такие действия уже привели к удорожанию ДТ на альтернативных маршрутах поставки и серьезному росту стоимости автогаза на АЗС по всей стране. За последние две недели цены на газовых заправках выросли на 25% и продолжают стремительно расти.

Россия является вторым по объемам после Беларуси поставщиком дизельного топлива на Украину. По данным консалтинговой компании UPECO, в августе доля российских поставщиков в общем объеме импорта ДТ составила около 40% (180 000 тонн). Больше Украина импортирует только из Беларуси.

Напряжение с поставками российских нефтепродуктов украинские импортеры начали испытывать еще с августа этого года, рассказал собственник нефтетрейдинговой компании. Российские продавцы начали запрашивать у своих украинских контрагентов справки о конечных потребителях продукта, объясняя это запретом на поставки нефтепродуктов, которые могут в дальнейшем быть использованы украинской армией.

«Тогда это было формальностью и никто серьезно не воспринимал такие запросы, — говорит он. — Но уже с конца сентября без такой справки от трейдеров российские компании отказывались подписывать какие-либо договоры и контрактовать нефтепродукты. При этом непонятно, у кого украинские компании должны были брать эту справку».

Экспорт бензина и дизтоплива был ограничен по распоряжению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко.

«Фактически это касается всех нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией. Но запрет коснулся в первую очередь дизельного топлива, — говорит он. — Дошло до того, что российские продавцы просто возвращали трейдерам предоплату за топливо».

Такие ограничения привели к резкому снижению объемов российского дизтоплива на рынке и его удорожанию у других поставщиков. За десять дней октября, по данным Государственной фискальной службы, Украина импортировала из России около 33 000 тонн дизельного топлива, или 18% всех поставок, против 40% в августе.

«С конца прошлой недели отгрузки дизтоплива из России вовсе остановились, — рассказывает собственник нефтетрейдера. — Мы просто перестали контрактовать ресурс до прояснения ситуации».

Впрочем, дефицита дизельного топлива на украинском рынке ожидать не приходится, считает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. «Рынок достаточно диверсифицирован, ресурса хватает, — отмечает он. — На прошлой неделе возобновились поставки дизельного топлива по морю через Херсон и порт Южный, также увеличены объемы импорта из Польши и Литвы».

Если для ограничения поставок ДТ из России есть формальные причины, то резкое снижение поставок сжиженного газа в Украину российскими компаниями никак не аргументируется. В перечне ФСТЭК автогаз не значится как товар двойного назначения и не может быть использован ВСУ.

Тем не менее основной поставщик автогаза на Украину российская Роснефть в пять-шесть раз снизила отгрузку ресурса с конца сентября, сообщил менеджер компании-трейдера.
«Еще в сентябре из России в сутки поступало в среднем 1 500–3 000 тонн сжиженного газа, а сейчас отгрузка идет в объеме не более 500 тонн, — говорит Сиренко. — При этом какие-то разумные объяснения с российской стороны отсутствуют».

Российский сжиженный газ сейчас занимает около 70% в доле импорта, поэтому заместить его продуктом из других направлений в короткий период времени очень сложно.

«К искусственным проблемам с российскими поставками добавились еще два фактора, — говорит Куюн. — Это остановка Мозырьского НПЗ на ремонт и переход Речицкого газоперерабатывающего завода (Беларусь) на производство раздельных фракций (отдельно пропан и бутан — ред.)».

Все это сказалось на внутренних ценах. С начала октября средние розничные цены на газовых заправках повысились на 25% — с 7,9 до 9,8 грн/литр.

«Учитывая небольшие запасы топлива у продавцов и ограниченные поставки из России, в ближайшее время сжиженный газ в Украине продолжит дорожать», — считает Сиренко.

«Мы не видим четкого месседжа, что-то изменится в лучшую сторону, — сказал глава группы компаний WOG Сергей Корецкий на конференции LPG Ukraine 2015. — Сейчас существует эмбарго и по нефтепродуктам, и по газу. По нашему мнению, до конца года поставки не возобновятся».

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS