Двое против мира: США и Израиль оказались в изоляции по поводу санкций | RusNext.ru

Двое против мира: США и Израиль оказались в изоляции по поводу санкций

Представители только двух стран выступили против резолюции, представленной на рассмотрение Генассамблеи ООН и осуждающей экономические санкции как меру экономического давления. Эти страны — США и Израиль. Соединенные Штаты даже попытались обосновать свою позицию, хотя реальная причина поддержки ими санкций совсем иная.

Вопрос о борьбе с применением односторонних экономических мер в качестве политического давления принят Генеральной Ассамблеей ООН и будет рассмотрен в ходе текущей 70-й сессии. Соответствующая резолюция была принята накануне профильным — вторым — комитетом Генассамблеи, который курирует экономические и финансовые вопросы.

Голосование в комитете выглядело очень показательно. Как сообщает ТАСС, документ от имени 77 развивающихся стран внес представитель ЮАР — государства из другой «весовой категории» (Южно-Африканскую Республику относят к группе БРИКС, в которую также включают Россию, Китай, Индию и Бразилию). За резолюцию проголосовали 117 государств, в том числе Россия. 51 страна, включая членов Евросоюза, воздержалась. Против выступили только США и Израиль.

Старший советник постпредства Соединенных Штатов при ООН Джилл Дердериан пояснила позицию Вашингтона — которая и без того общеизвестна. Санкции позволяют добиваться целей во внешней политике и являются «эффективной и легитимной» альтернативой применению силы, заявила Дердериан.

Впрочем, представителю США не удалось убедить коллег в благотворности и эффективности одностороннего (и в большинстве случаев — именно американского) принуждения. В проекте резолюции констатируется: применение односторонних санкций «отрицательно влияет на экономику и усилия в области развития, прежде всего развивающихся стран». ГА ООН призывает международное сообщество «осудить и отвергнуть навязывание применения таких мер, как средства политического и экономического принуждения развивающихся стран».

Проект призывает принять срочные и эффективные меры, «чтобы положить конец практике применения против развивающихся стран односторонних экономических мер принуждения, которые не санкционированы соответствующими органами ООН или несовместимы с принципами международного права».

Как отметили российские представители, под односторонние санкции попадают отнюдь не только развивающиеся страны — и за примерами далеко ходить не надо. Как известно, в середине марта 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, Соединенные Штаты, страны Евросоюза, а также Канада, Австралия и Новая Зеландия ввели в действие первый пакет санкций. В конце июля прошлого года США и ЕС объявили санкции против целых секторов российской экономики. В июне этого года Совет ЕС официально продлил санкции против России еще на шесть месяцев, до 31 января 2016 года.

Выступая на заседании второго комитета Генассамблеи, старший советник постпредства России при ООН Диляра Равилова-Боровик с сожалением констатировала: практика применения односторонних экономических мер продолжается, «несмотря на то, что ГА ООН год из года категорически ее осуждает». «Попытки политического принуждения посредством санкций, торговых эмбарго и других мер предпринимаются не только в отношении развивающихся стран, сегодня введение односторонних санкций в обход Устава ООН стало чуть ли не нормой», — констатировала Равилова-Боровик, отметив, что Россия «твердо и последовательно» выступает против такой практики.

По словам российского представителя, страны, использующие такие методы, «не брезгуют нарушением принципа суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств не только в угоду своим политическим целям, но и в стремлении таким способом устранить конкурентов на рынке». Равилова-Боровик подчеркнула, что односторонние санкции «являются прямым нарушением принципов Устава ООН, норм международного права и правил многосторонней торговой системы». «Они подрывают само право государств на собственное развитие, препятствуют выполнению ими своих обязательств по обеспечению благополучия населения», — сказала представитель постпредства России при ООН.

«Инициирование таких вопросов логично, потому что большая часть стран мира — это те, кто потенциально могут наказываться с помощью санкций, а не те, кто могут наказывать с помощью них. Это страны скорее зависимого развития, и в этом качестве уязвимые», — заметил политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

В частности, Китай, который в конце 1980-х — начале 1990-х сам пережил санкционную атаку США и их союзников (да и сейчас подвергается точечным ударам Вашингтона), последовательно выступает против американской практики «односторонних мер давления».

С началом санкционной кампании США и ЕС против России Пекин также недвусмысленно обозначил свою позицию. 11 октября прошлого года зампред госсовета КНР Ван Ян назвал введение западными странами санкций в отношении России ошибкой и подчеркнул, что Китай в принципе «выступает против оказания давления со стороны Запада» с помощью подобных мер. Наконец, председатель Си Цзиньпин, встречаясь в сентябре прошлого года со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, заявил, что Китай считает западные санкции против России не только незаконными, но и контрпродуктивными.

Заметим, что в 2012 году США грозили односторонними санкциями Индии — причиной было названо то, что страна продолжала развивать торгово-экономические отношения с Ираном, а также из-за разногласий позиции Вашингтона и Дели о возможности сокращения импорта иранской нефти. А уже в августе 2014-го госсекретарь Джон Керри, прибыв в Дели, убеждал индийское руководство в необходимости подключиться к санкциям — теперь против России.

В это же время в Сеул с аналогичной миссией — «уговорить» руководство Южной Кореи — прибыл помощник главы Госдепа Питер Харрелл. Однако ни Индия, ни даже Южная Корея (считающаяся одним из ключевых союзников США в Восточной Азии) к антироссийским санкциям не присоединились.

Дело не столько в политической позиции, сколько в объективном экономическом интересе. Так, к примеру, посол Бразилии в Москве еще в прошлом году донес позицию своего правительства — страна не станет вводить санкции против России даже в том случае, если этого потребует Евросоюз. Результат налицо: по данным на конец ноября, в связи с российскими продуктовыми контрсанкциями Бразилия увеличила поставки своей сельхозпродукции почти на 25%.

Впрочем, удастся ли большинству в ООН «переубедить» главного инициатора односторонних санкций — большой вопрос. Примером может служить, пожалуй, самая долгая из санкционных кампаний в новейшей истории — против Кубы. Это наиболее «чистый» случай — санкции, например, против Ирана или Ливии все же были санкционированы решениями Совета Безопасности ООН.

Санкции против Кубы были введены в 1960 году, через год после кубинской революции. Начиная с 1992 года Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимала резолюцию с призывом к США снять эмбарго. Потепление в отношениях Вашингтона и Гаваны началось лишь в прошлом году, и отнюдь не по воле ООН, а по инициативе Барака Обамы. Да и то США сняли те санкции, отмена которых является прерогативой президента, Конгресс же по-прежнему не намерен дать добро на полное прекращение блокады Острова свободы.

Санкции, введенные более полувека назад, подразумевали полное эмбарго на поставки Кубе любых товаров, кроме продуктов питания и медикаментов, запрет на посещение страны и совершение любых сделок (в 1996 году Конгресс ввел дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой). В 2007 году кубинское правительство оценило ущерб от эмбарго в 89 млрд долларов.

Вето на резолюцию Генассамблеи США не могут наложить, как и Россия не могла наложить вето на резолюцию по Крыму, отмечает Михаил Ремизов. «Однако, даже если большинство поддержит резолюцию, она будет иметь сугубо символическое значение, — указал эксперт. — Это будет ни к чему не обязывающее решение. Парламентская ассамблея Совета Европы сколько таких решений приняла, из которых ничего не следует, в том числе и против России! Россия их спокойно игнорирует. И США будут так же спокойно игнорировать эти решения».

По мнению эксперта, метод санкций — это «один из аспектов мягкой силы США, способность принуждать без войны. Это важный механизм установления своих правил игры и поддержания своей власти в мировой системе, что абсолютно закономерно для страны, которая является лидером не только по показателям экономического и технологического развития, но и контролирует существенную часть стандартов и инфраструктур мирового значения, от которых критически зависимы очень многие страны», — подчеркнул Ремизов.

«США имеют инфраструктурную и экономическую власть в этом мире, и, естественно, они стремятся и будут стремиться в дальнейшем эту власть капитализировать», — резюмировал эксперт.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS