Как вырастить патриота-шизофреника: на Украине намечена пятилетка национально-патриотического воспитания | RusNext.ru

Как вырастить патриота-шизофреника: на Украине намечена пятилетка национально-патриотического воспитания

С 2016 года в Украине, по указу президента, должна начаться пятилетка национально-патриотического воспитания молодежи. Целевую программу, рассчитанную до 2020 года, поручено разработать и утвердить Кабмину до конца года нынешнего. Необходимость в единых идеологических стандартах вызвана тем, что у многих молодых людей отсутствует чувство гордости за свою страну, они не понимают, как правильно оценить исторические события, печалится «Сегодня».

Например, не знают, почему принят закон о декоммунизации и зачем называют улицы в честь людей, которые раньше считались врагами Украины, поясняют в правительстве.

Стратегию национально-патриотического воспитания готовят Минмолодежи и спорта, Минобразования и науки, а также общественные организации, главная из которых — Институт национальной памяти (ИНП). Эксперты к стратегии относятся в целом положительно. А вот родители недовольны.

Как рассказал изданию замдиректора ИНП Владимир Телищак, основная суть «стратегии патриотизма» — не в том, чтобы заставить детей ненавидеть врагов.

«Главное — донести им «правду», основанную на открытых архивных документах, о том, каким на самом деле было историческое прошлое Украины за последние 100 лет: это и «голодомор, и борьба за независимость как в 1917-20-е, так и в годы Второй мировой войны (Великую Отечественную на Украине отменили — ред.). Сделать это должны взрослые: учителя, воспитатели, ветераны», — поясняет Телищак.

По его прогнозам, реальные мероприятия в школах и вузах начнутся с сентября 2016 г., вместе с новым учебным годом, а итоги выполнения стратегии планируется подводить ежегодно 14 октября, в «день защитника Отечества». Состоять стратегия будет из многих пунктов: детей будут не только учить истории, но также отправлять на пару недель в казачьи и другие военизированные лагеря, «где в активной игровой форме их научат обращаться с оружием».

В Администрации президента, разработавшей стратегию, считают что оценивать результаты НПВ надо по таким основным критериям: расширение сферы использования украинского языка; увеличение количества патриотических общественных организаций (военизированных, казачьих); рост посещаемости молодежью музеев, популяризующих традиции украинского народа и его борьбу за независимость (исторические, краеведческие, художественные, военные); увеличение подписки на украиноязычные детские и молодежные печатные издания и рост количества зрителей на фильмах и спектаклях о героическом прошлом и настоящем Украины; рост числа встреч детей с ветеранами войн, борцами за независимость и других мероприятий, связанных с чествованием каких-нибудь героев.

По мнению политолога Александра Палия, увлечение статистикой результатов приведет на первом этапе к тому, что школьников и студентов начнут массово, в принудительном порядке, водить по музеям и театрам, где идут украинские спектакли, заставят выписывать украинские журналы и будут устраивать встречи с ветеранами, в том числе теми, кто сейчас воюет на востоке страны.

«Но со временем количество перейдет в качество, и дети сами начнут больше говорить по-украински, интересоваться историей своей страны, быть готовыми ее защищать. Но это произойдет не за 5 лет, и даже не за 10, — говорит Палий. — Главное, чтобы были подготовлены кадры патриотов-учителей, которые смогут без идеологического давления (например, те, кто воевал на стороне СССР, — негодяи, а бандеровцы — герои), аргументированно разложить информацию по полочкам, объяснить детям, чем был плох коммунистический режим и почему нам надо избавиться от его наследия, а также почему надо любить свою страну и гордиться ею».

Мнения учителей и родителей совпадают: патриотизму детей учить нужно. Но в деталях есть расхождения.

«В школы пару лет назад вернули военную подготовку, этот курс называется „Защита Отечества“, мальчиков обучают азам военного дела: хождение строем, стрельба из малокалиберных винтовок, девочки изучают медицинскую подготовку, — рассказала изданию учитель киевской школы Людмила Петрик. — А вот с патриотическим воспитанием — кто во что горазд, все на усмотрение директора. Одни школы поздравляют ко Дню Победы ветеранов Советской армии, другие — воинов УПА, третьи и тех, и других. В головах у детей — идеологическая каша, поэтому единая стратегия необходима».

На востоке страны настроение другое. «Мы рассказываем детям о подвигах партизан нашего земляка генерала Сидора Ковпака, который, сражался с войсками УПА. Как теперь объяснить детям, что и те, и другие — патриоты Украины?» — недоумевает учитель одной из школ города Сумы Ирина Немченко.

Читайте также
Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS