Турки раскалывают Курдистан: Езиды Ирака уже настроены против курдов Турции | Продолжение проекта "Русская Весна"

Турки раскалывают Курдистан: Езиды Ирака уже настроены против курдов Турции

Война в Сирии принимает все более ожесточенный и сложный характер, обрастая причудливыми политическими конфигурациями и получая новые этнические оттенки. Пресса и аналитики сфокусированы на реализации Женевских соглашений, ситуации, связанной с ДАИШ (ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России), а также перспективах предоставления сирийским курдам широкой автономии для самоуправления, с последующим выходом на проект «Независимый Курдистан». Но в последнем вопросе возникает ситуация, которая не укладывается в симметричный сценарий. Речь об этно-конфессиональных противоречиях внутри самого курдского народа, которые уже сегодня стали причиной возникновения очага нарастающего вооруженного противостояния на границе Ирака и Сирии.

Архитекторы «Большого Курдистана» не могли не знать о противоречиях, например, между курдами и езидами, или между турками и езидами, ведь начиная с 2008 года между последними в Европе происходят постоянные кровавые стычки. Причем это не просто драки, а самые настоящие побоища с реальными жертвами. Например, нападение турок на езидов в немецком городе Целле, в результате которого были человеческие жертвы, или атака на езидов в городе Хертфорд. Примечательно, что те же турки пытаются списать кровавые стычки в основном на арабских радикалов или «чеченских исламистов», однако почти всегда зачинщиками беспорядков выступают именно турецкие националисты, а не арабы или чеченцы. И таких примеров масса.

Однако вернемся на Ближний Восток. Лидеры езидов отмечают, что именно сегодня, когда перспективы «Независимого Курдистана» уже очевидны, у езидского народа появился уникальный исторический шанс получить свое «право на Родину». Но не все так просто. Сложность реализации проекта «Езидская автономия в составе Большого Курдистана» упирается в ментальную и конфессиональную разницу между курдами и езидами.

Большинство исследователей сходятся на том, что курды и езиды — этнически один и тот же народ, разделенный всего лишь религиозным фактором. Но многие езиды категорически не согласны с этим утверждением и настаивают на абсолютной разнице между курдами и езидами. Как показывают исследования, исторический ареал проживания езидов — Месопотамия. Считается, что езиды — прямые потомки древних вавилонян. Их вероисповедание — езидизм, представляющий собой смешение суфийского учения с доисламскими верованиями и христианскими гностическими учениями. Одна часть езидов считает курдов «отколовшимися братьями», которые приняли ислам, другая — абсолютно чуждым элементом, который имеет к езидам отношение только по части лингвистической общности языка.

Езиды, вероятно, единственный народ на Ближнем Востоке, который систематически уничтожался на протяжении почти восьмиста лет со стороны родственных конфессиональных групп. Езидские источники говорят о, как минимум, семидесяти доказанных фактах массовой резни — геноцидах на протяжении последних трехсот лет. Именно езидский фактор во все времена мешал продвижению разнообразных региональных и геополитических проектов, которые реализовывались в регионе.

Особой жестокостью к езидскому населению отличались османские, а сегодня турецкие власти. Недаром выпестованные турецкими спецслужбами террористические организации ИГИЛ-ДАИШ и «Джебхат ан-Нусра» ведут войну на тотальное уничтожение езидского населения. Речь, по сути, идет о настоящем геноциде езидов, который основные «заводилы» региональных процессов предпочитают не замечать. Резня езидов продолжается и в наши дни, и единственной защитой езидского населения являются отряды самообороны, которые, совместно с Рабочей партией Курдистана (РПК), действуют в Сирии. Кстати, РПК не обременена конфессиональными противоречиями с езидами, ввиду атеистического начала своей идеологии.

На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: по одну сторону баррикад оказались езиды совместно с РПК, ведущие борьбу за особый статус Шангала — духовного центра езидов, столицы будущей страны езидов — Ездистана (Эздихана). Примечательно, что РПК последовательно продвигает идею автономии для езидского населения региона. Лидер РПК Мурат Карайылан неоднократно выступал за изменение политики курдов и призывал к автономии Шангала. С ним солидарен и курдский политик, председатель Партии мира и демократии Селахаттин Демирташ.

Главным противником езидской автономии ожидаемо является Труция, которая несколько раз озвучивала невозможность создания «еще одного антитурецкого анклава» вблизи границ Турецкой Республики, и руководство курдской Автономии в Ираке, возглавляемой Масудом Барзани. Как ни странно, среди противников езидской автономии есть и езиды, «крысы ближневосточного корабля», как метко называют их сами езиды Шангала. Так, представитель ДПК (Демократичной Партии Курдистана), езид Шейх Шамо посоветовал курдам, которые «используют нереализуемую карту независимости Эздихана и стравливают курдов и езидов», извиниться.

Другой протурецкий езидский политический деятель, член ДПК Камран Касым был более резок, заявив, что «турецким курдам нечего лезть в езидские вопросы». Хотя это не помешало тому же Масуду Барзани призвать езидов «бороться вместе против Рабочей партии Курдистана».

Столь странное поведение иракских курдов и некоторых езидов объясняется их тотальной зависимостью от Турции, и закономерно, что именно Турция сегодня полностью контролирует курдское квазигосударство, которое образовалось при помощи США на севере Ирака.

Езидские деятели, проживающие в Европе, солидарны с мнением, что Демократическая партия Курдистана (ДПК) Масуда Барзани выступает с протурецких, а значит, антиезидских позиций. Вот цитата из статьи, опубликованной на езидском информационном портале: «Камрану Касыму не помешало бы отстаивать езидские интересы, ведь он, в первую очередь, езид, а потом уже член ДПК. А, во-вторых, Шейха Шамо никто не уполномочивал говорить от имени всех езидов. В нормальном демократическом государстве вопросы такого масштаба решает не Шейх Шамо, Мир Тахсин бег и др., а референдум. И только на основании этого референдума делаются те или иные выводы. Хотят ли езиды автономии или нет, должны спрашивать у самих езидов, а не у отдельных личностей. Собственно, а где был Шейх Шамо, когда джихадисты учинили резню езидов в Шангале? История об этом умалчивает».

Отношения между езидами и курдами усугубляются еще и тем, что езиды настаивают на преднамеренной провокации курдских сил «Пешмерга», которая привела к чудовищной резне езидского населения в 2014 году в Шангале. Напомним, что тогда исламистами из ИГИЛ были уничтожены десятки тысяч езидских женщин, детей и стариков. Как передают езидские источники, безопасность Шангала обеспечивали «Пешмерга», которые, разоружив езидские отряды самообороны, под гарантии безопасности, вдруг в один день снялись из Шангала и тем самым бросили на произвол судьбы езидское население города.

Как считают авторитетные представители езидской интеллигенции, подставив безоружное население Шангала и Санджара под удар игиловцев, Барзани тем самым ослабил езидский фактор. Понятно, что за всеми «телодвижениями» Барзани по отношению к езидам стоит турецкая разведка, первейшей целью которой является нивелирование любой угрозы неоосманским планам президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. Но, как показали последующие события, такое развитие событий только подхлестнуло езидских лидеров к реализации плана по созданию езидской административно-политической автономии, причем в составе какого государства — Сирии или Курдистана, либо Ирака — не суть важно.

Резюмировал ситуацию известный езидский интеллектуал и общественный деятель Джангир-ага: «То, что происходит сегодня с езидами, это логическое продолжение политики уничтожения, которую проводили по отношению к нам курды и арабы, вместе с турками. Не будем забывать, что в иракском парламенте при прямом попустительстве курдских депутатов количество езидов сократилось с семи до трех, а в курдистанском парламенте Барзани с трех до нуля. Курдские власти ведут политику по расстворению езидского элемента в курдском правильном котле, что, по большому счету, делали турки по отношению к курдам. Барзани пытался поставить наш народ на колени, ничего у него не получилось и не получится. Сегодня курдские власти поступают с езидами точно так же, как поступают турки с курдами в Турции: преследуют их, запрещают им езидскую идентичность, фактически предают. И в этих условиях, несомненно, езиды имеют полное право на самоопределение», — сказал Джангир-ага.

Арман Абовян (Ереван), специально для EADaily
 

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS