Арктические войска России получили новейший ледокол «Илья Муромец» (ФОТО) | Продолжение проекта "Русская Весна"

Арктические войска России получили новейший ледокол «Илья Муромец» (ФОТО)

В Арктической группировке Вооружённых Сил России и Северном флоте — пополнение. Всего несколько часов назад со стапелей «Адмиралтейских верфей» в торжественной обстановке спущен на воду ледовый богатырь — военный ледокол «Илья Муромец» проекта 21180.

Казалось бы, что в том такого? Ну, ледокол, ну, военный, да ещё дизель-электрический, и водоизмещением всего 6000 тонн. С чего столько радости и высоких гостей? А вот с того, что впервые за почти полвека родная Армия и Флот получают новенький ледокол, построенный по последнему слову науки и техники и в рекордные сроки. С момента закладки ледокола 23 апреля 2015 года прошло чуть больше года.

Однопалубное многофункциональное судно, предназначенное для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, а также их буксирного обеспечения.

В основе работы ледокола «Илья Муромец» лежат новые принципы электродвижения, а в его оснащении — современная энергетическая установка. Он станет первым судном, на котором будут установлены двухвинтовые механические винто-рулевые колонки мощностью 3,5 МВт каждая. Последние обеспечат повышенные маневренные характеристики при работе в ледовых условиях.

Длина — 84 м
Ширина — 20 м
Высота борта — 9,2 м
Осадка — 7 м
Водоизмещение — 6000 т
Скорость — 15узлов
Автономность плавания — до 60 суток
Дальность хода — до 12 тысяч миль
Экипаж — 32 чел.

Одной из «изюминок» нового ледокола являются упомянутые выше винто-рулевые колонки, называемые иначе «азиподами». Именно благодаря им ледокол получился очень компактным — «азиподы» сильно сокращают объём машинного отделения и увеличивают грузовместимость судна — и с водоизмещением, как у лёгкого крейсера.

Судно с «азиподами» обладает огромной маневренностью. Оно может разворачиваться на месте, подруливать бортом и описывать немыслимые траектории для судов со стандартной силовой установкой. Что невероятно ценно для ледокола.

Кроме того, гребной винт находится непосредственно на валу электродвигателя «азипода», минуя промежуточные элементы двигательной системы, такие, как валы и редукторы, на которых происходит потеря мощности.

Для отечественного судостроения это серьёзный рывок вперёд. Дело в том, что появление «азиподов» совпало с распадом СССР. В состоянии катастрофы и дерибана страны ельцинской верхушкой, никому не было дела не только до замечательной инженерной новинки, но и до собственного судостроения, науки, промышленности, далее везде. Пионером в строительстве винто-рулевых колонок стала финская компания «Вяртсиля», некогда построившая по заказу СССР целую ледокольную флотилию, включая два атомных ледокола. Ещё одним из лидеров в блочном судостроении и в области «азиподов» являются французские производители вертолётоносцев «Мистраль». 

Главное командование ВМФ России не собирается оставлять «Илью Муромца» в гордом одиночестве. В ближнесрочной перспективе — строительство новых ледокольных кораблей и судов. В частности, не имеющего аналогов проекта 23550, обладающего качествами не только ледокола и буксира, но и патрульного корабля. Помимо того, что корабли проекта 23550 будут способны преодолевать льды толщиной 1.5 метра, они смогут выполнять поставленные задачи в любых климатических зонах.

Почему это так важно? За почти 100 лет освоения Арктики создалось впечатление, что эта обширная область Земли представляет интерес разве что для учёных и военных. С окончанием холодной войны интерес к Арктике сильно изменился. После того, как в Арктике были найдены громадные запасы полезных ископаемых, она уже не представляется, как безжизненное белое безмолвие, но как скованная льдом кладовая бесценных сокровищ.

Характерно, что урвать свою долю арктического пирога стремятся не только страны, расположенные в арктической зоне, но и вполне бананово-лимонные государства. А всё потому, что, по прогнозам учёных, новый цикл потепления может полностью лишить Арктику ледяного покрова уже в 2030 году. Активное таянье арктических льдов наблюдалось все 90-е, и пик «разморозки» был достигнут в 2012 году. За этот период площадь арктических льдов уменьшилась в 2 раза.

Такое положение дел привлекло пристальное внимание к Северному Морскому Пути. В свете того, что этот путь из Европы в Юго-Восточную Азию обосновано признан самым коротким и безопасным. Предполагается, что всего через 5 лет перевозки по СевМорПути увеличатся в 10 раз и достигнут 15 миллионов тонн в год как минимум. И основную часть этого пути контролирует Россия. Но самый большой интерес к Арктике подстегнуло открытие компанией «Роснефть» месторождения лёгкой нефти (наиболее пригодной для переработки и приносящей максимальную прибыль), названного «Победа». Согласно данным геологической разведки, запасы одного только месторождения «Победы» сопоставимы с ресурсной базой такой знаменитой «бензоколонки», как Саудовская Аравия. Несомненно, что подобные открытия порождают у соседей зелёную зависть и аппетиты.

Как мы уже знаем, ранее сидевшие тихо Канада и Норвегия уже пытались в судебном порядке «отжать» у России арктический шельф. Россия ответила погружением в арктические воды глубоководных аппаратов «Мир», подтвердивших, что арктический шельф неразрывно связан с континентом. Но интересующиеся российским арктическим шельфом на этом не успокоились. Отчётливо ощущается возня на уровне США и НАТО использовать протяжённость и незаселённость приполярных областей России. Но уже не судебными разбирательствами, а по праву сильного.

Как известно, в таких случаях побеждает тот, у кого лучше связь и логистика. Плюс арктические бригады. Одна бригада уже сформирована, ещё одна будет развёрнута в 2017 году. В 2018 году министр обороны Шойгу обещает полностью завершить формирование арктической группировки. Отсюда и вытекает особая важность появления нового военного ледокола «Илья Муромец» и будущих патрульных кораблей Арктики «проект 23550». Они смогут серьёзно облегчить задачи защиты русской Арктики и СевМорПути Северным флотом и арктическими бригадами, не отрывая от выполнения своих задач гражданский ледокольный флот.

И не только Арктики. Не следует забывать полностью переданное в юрисдикцию России Охотское море, доступные запасы углеводородов которого оцениваются в 3 миллиарда баррелей. Вот где ещё пригодятся патрульные ледоколы нового поколения.

Помимо всего, здесь важен и фактор времени. В данный момент, только Россия обладает атомным ледокольным флотом. Строительство серьёзных неатомных ледоколов (8–10 лет и $800 млн — $1 млрд) представляет объективные трудности для быстрого освоения Арктики другими странами, включая США. Пока конкуренты будут раскачиваться и собираться, Россия в Арктике обрастёт военной и гражданской инфраструктурой, так что соваться в русскую вотчину станет бесперспективно.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS