Белорусский ВПК в погоне за прибылью: появятся ли на Украине «Полонезы»?

Белорусский ВПК в погоне за прибылью: появятся ли на Украине «Полонезы»? | Продолжение проекта "Русская Весна"

Белорусско-украинское военно-техническое сотрудничество в последнее время развивается все более стремительно.

В экономике Белоруссии, находящейся сегодня в рецессии, не так много предприятий, которые могли бы похвастаться прибылью. В массе своей организации белорусской промышленности и сельского хозяйства уже не первый месяц показывают чистые убытки, продолжая сокращать производство и работая в лучшем случае на склад. На этом фоне совершенно неудивительными выглядят цифры официальной статистики по итогам прошлого финансового года и первого квартала нынешнего — нефтепереработка и производство калийных удобрений по-прежнему остаются двумя главными столпами белорусской социально-экономической модели. Правда, 2015 год и начало 2016-го выявили одну весьма занимательную особенность, на которую все же следует обратить внимание: в топ самых прибыльных предприятий республики ворвался ничем не приметный в прошлые годы «558 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах. Предприятие, по официальной статистике, сумело увеличить свою прибыль по сравнению с 2014 годом в десять (!) раз, и сегодня она продолжает расти: если за весь прошлый год она составила $ 25,6 млн, то за первые месяцы 2016 — уже $ 19,2 млн. На данном факте можно было бы не заострять внимания, если бы не одно «но» — до сих пор из предприятий военно-промышленного комплекса республики с прибылью работал лишь Минский завод колесных тягачей, который имеет многочисленные контракты с российской оборонкой. Все остальные предприятия белорусского ВПК, за исключением, пожалуй, ОАО «Пеленг», никогда прежде не отличались большой прибыльностью, а порой и вовсе работали себе в убыток.

Причин того, почему белорусская военка снова стала выходить из небытия, по всей видимости, две — государственные заказы в рамках официально провозглашенной руководством республики модернизации вооруженных сил страны и кризис на Украине. Причем обе они имеют весьма тесную связь. Тот же авиаремонтный завод в Барановичах, который появился в топ прибыльных предприятий Белоруссии, за последнее время получил довольно большое количество военных заказов именно со стороны белорусского государства. Так, в декабре прошлого года стало известно, что на 61-ю истребительную авиационную базу ВВС и Войск ПВО Белоруссии в Барановичах прибыли десять истребителей МиГ-29: восемь одноместных и два учебно-боевых МиГ-29УБ. Эти самолеты находились с апреля 2014 года на ремонте именно на «558-м АРЗ», что в принципе и позволило предприятию отчитаться о полученной прибыли за прошлый год. Правда, необходимо отметить, что местные ремонтники гордятся тем, о чем в иных странах, наверное, промолчали бы, особенно на фоне громких слов о силе своей армии и идущем перевооружении. Оказалось, что для самолетов МиГ-29 это был уже второй ремонт, а для одного и вовсе третий. И, как гордо заявили в Барановичах, еще «ни в одной стране мира, ни на одном заводе самолеты не проходили второй ремонт». Это, мягко говоря, не с лучшей стороны характеризует перевооружение белорусской армии, хотя в руководстве страны об этом предпочитают не говорить. Более того, как утверждает местная пропаганда, в республике сегодня созданы все условия для того, чтобы белорусская армия стала одной из самых боеспособных на континенте. И в качестве примеров успешно идущей модернизации вооруженных сил руководство страны с удовольствием демонстрируют всем свою реактивную систему залпового огня «Полонез», новейшую оптику и системы наведения и прочие разработки местного ВПК. Правда, необходимо отметить, что по имеющимся сегодня данным, большинство из того, чем так гордятся местные власти, уходит мимо белорусских ВС на экспорт. Тот же «558-й Авиаремонтный завод» сегодня занимается модернизацией и ремонтом боевой авиации не только местных ВВС, но и зарубежных. И нетрудно догадаться, кто является основным заказчиком работ по «повышению характеристик самолетов МиГ-29, Су-27, модернизации вертолетов Ми-8 (Ми-17), Ми-24 (Ми-35) и прочего, кроме самих белорусов. Интерес к работе белорусских ремонтников уже неоднократно проявляли южные соседи, где не хватает собственных мощностей для ремонта и модернизации устаревшей авиатехники, особенно побывавшей в зоне боевых действий на Донбассе. Тем более что уже ни для кого не секрет, что белорусско-украинское военно-техническое сотрудничество в последнее время развивается все более стремительно. Так, помимо ремонта авиатехники можно вспомнить белорусские поставки на Украину автотранспорта двойного назначения, комплектующих для украинской военной техники, оптики и систем наведения, а также создание совместных предприятий (например, сборка военных грузовиков МАЗ совместно с «Богданом» или совместное создание броневика «Варта» для Нацгвардии) и многое другое. И здесь интерес представляет не только то, что предприятия белорусского ВПК сегодня стали жить в том числе и за счет заказов с Украины, но и возможные перспективы дальнейшего сотрудничества двух стран в данной области.

Речь в данном случае идет о том, что белорусские производители техники военного назначения сегодня практически подошли к тому, чтобы начать продавать на Украину уже упомянутый выше РСЗО «Полонез». И это не является чем-то из области фантастики. Достаточно вспомнить, что белорусы недавно совершенно спокойно поставили своим южным соседям колесные шасси МЗКТ-6922 для зенитно-ракетных комплексов. Пикантность ситуации заключается в том, что до сих пор непонятно, что конкретно украинцы будут с ними делать, так как шасси вполне походят для того, чтобы на них были установлены различные виды зенитных комплексов: «Оса», «Бук», пушечно-ракетный комплекс АЗ и «Квадрат-М» и, конечно же, совместная белорусско-украинская разработка «Стилет». Все они в той или иной степени используются и будут использоваться вооруженными силами Украины в военных действиях на Донбассе. И если раньше белорусы неохотно демонстрировали свое военно-техническое сотрудничество с воюющим Киевом, стараясь ограничиваться минимальными поставками и не давая этому широкой огласки, то сегодня в Минске решили по этому поводу не заморачиваться. На фоне же недавних заявлений белорусов о том, что все, что производится в республике, будет продаваться и на внешних рынках, появление РСЗО «Полонез» на Донбассе уже не выглядит невозможным. В таких условиях официальное объявление перевооружения белорусской армии становится похоже на обыкновенную ширму, прикрываясь которой ВПК республики продолжает зарабатывать деньги на проблемах своих соседей.

Павел Юринцев

Обсуждение

 

Социальные комментарии Cackle
Мнения

RusNext

Новости и аналитика о событиях в пространстве Русского Мира.

Орфографическая ошибка в тексте:
Вы также можете добавить свой комментарий:
7 + 12 =
Например, 1+3 = 4.