MH17 — два года расследований, три версии катастрофы | Продолжение проекта "Русская Весна"

MH17 — два года расследований, три версии катастрофы

Ukraina.ru разбиралась, почему Нидерланды отказали России в доступе к материалам следствия по делу о крушении малайзийского Boeing, а также в том, на каком этапе расследование находится сейчас.

В одностороннем порядке Следственный комитет России выразил сожаление, что Голландия не делится с Москвой имеющимися данными по расследованию крушения MH17. В частности, скрывает информацию, которую должна была предоставить украинская сторона.

Как сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, международное следствие игнорирует просьбы предоставить в Совместную следственную группу ряд важных данных от украинской стороны. Об этом Маркин сообщил по итогам состоявшейся в Москве встречи сотрудников СК РФ и Генпрокуратуры РФ с представителями Национальной прокуратуры Нидерландов.

«Вынужден констатировать, что передача информации, имеющей отношение к авиакатастрофе, осуществляется на сегодняшний день Следственным комитетом исключительно в одностороннем порядке. Голландская сторона не делится с российскими коллегами данными, которыми располагает сама, хотя двусторонний обмен сведениями многократно ускорил бы ход расследования. Кроме того, обращает на себя внимание игнорирование официальным следствием многочисленных просьб о необходимости предоставления в Совместную следственную группу таких важных данных от украинской стороны, как первичные данные радиолокации, переговоры военных диспетчеров, а также записи разговоров военного сектора», — приводит заявление Маркина сайт СК РФ.

Официальных развернутых комментариев по поводу состоявшейся встречи со стороны голландской прокуратуры журналисты не получили. Нидерланды лишь подтвердили, что такая встреча в Москве действительно была.

Ранее депутат Госдумы, глава российской делегации в ОБСЕ Николай Ковалев уже отмечал, что членам комиссии по расследованию крушения MH17 следует также настойчиво требовать сведения от американцев, ведь за два с половиной года США так и не передали снимки со своих спутников. Тогда как российская сторона передала в международную комиссию все имеющиеся у неё материалы.

Почему молчим?

Если представители голландской прокуратуры не пожелали делиться информацией с Россией и не стали давать публичные комментарии по поводу встречи с сотрудниками СК РФ, зачем же они приезжали в Москву?

Российский политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков в комментарии изданию Ukraina.ru отметил, что этот визит мог состояться по бюрократическим причинам.

«Мы не знаем, зачем они приезжали. Возможно, у них это просто в плане стоит — международные консультации со всем странами. И вот по плану была Россия», — предположил политолог. 

Он также отметил, что, возможно, голландские спецслужбы намеренно фальсифицируют расследование. Поскольку они не предоставляют данные хотя бы просто для того, чтобы опровергнуть версию, согласно которой украинский диспетчер из контролируемого на тот момент Игорем Коломойским Днепропетровска сознательно направил гражданский самолет в сторону боевых действий.

Также не запрашиваются данные о параметрах и расположении украинских боевых самолетов на момент катастрофы. То есть, считает Сергей Марков, вероятность того, что голландские спецслужбы знают реальные причины катастрофы, но замалчивают их, остается.

«Возможно, Нидерланды просто тянут время. И когда текущие политические задачи нынешних киевских властей будут выполнены, данные о крушении MH17 будут опубликованы. Как сейчас в Великобритании были опубликованы данные о том, что бывший премьер-министр страны Тони Блэр соучаствовал в совершении убийства многих тысяч граждан Ирака — он сфальсифицировал данные для отправки войск в Ирак. Информацию раскрыли обществу через 13 лет. Так же ее могут раскрыть и касательно малазийского Боинга», — сказал в комментарии Сергей Марков.

Однако есть и другая точка зрения на действия голландской прокуратуры. Следствие идет, и идет оно продуктивно. Но осторожно.

Так, в комментарии изданию Ukraina.ru гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин отметил, что в замалчивании сотрудничества голландской стороны с Россией есть свой очевидный смысл.

«Россия регулярно предоставляет данные своего объективного контроля. Но, насколько мне известно, те, кто поставляет эти данные, вслух жалуются, что никакой обратной связи нет. Тем самым международная группа по крушению Боинга желает продемонстрировать свою объективность и избежать критики в том, что заинтересованные стороны, в том числе Россия, оказывают влияние на результаты исследования. Я думаю, что представитель СК РФ Владимир Маркин, комментируя происходящее, тоже действует в рамках этой модели. Если сейчас он расскажет, что участники рабочей группы с восторгом восприняли российские документы, представьте, какая волна поднимется в мире. С украинской стороны — точно поступит критика», — пояснил Алексей Мухин.

Таким образом, основной угрозой открытого сотрудничества голландской прокуратуры с Россией может оказаться то, что итоговые результаты исследования будут подвергнуты сомнению со стороны международной общественности как необъективные.

24 месяца — три основные версии Boeing 777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился 17 июля 2014 года на территории ДНР. Киев обвинил в крушении лайнера сторону ДНР. Такую же точку зрения (до оглашения хотя бы первых данных о ходе расследования) озвучили многие западные политики и СМИ.

Представители ДНР заявили, что не располагают средствами, позволяющими сбить воздушное судно на такой высоте. Они в свою очередь озвучили версию, что самолет был сбит украинской стороной.

13 октября 2015 года Совет безопасности Нидерландов представил доклад о причинах катастрофы MH17. Согласно выводам расследования, которое длилось 15 месяцев, лайнер был сбит из ЗРК «Бук». Нидерландские эксперты считают, что крушение вызвано взрывом боевой части типа 9N314M, установленной на ракете серии 9 М³8, а именно — ее более поздней модификацией — 9 М³8 М1. С чьей стороны была выпущена ракета, в докладе не уточнялось.

В свою очередь Росавиация выступила с критикой этого отчета, так как в нем не указано, что Украина не закрывала небо для полетов гражданских самолетов над районом боевых действий, а только ввела требования полетов на больших высотах. Также в отчете некорректно перечисляются все известные модификации зенитно-ракетных комплексов «Бук», «Бук-М1», и «Бук-М1-2», которые имеют разные характеристики. В конце мая этого года Малайзия официально обратилась к России с просьбой о помощи в расследовании трагедии MH17.

«Всем известно, что мы были жертвами, которых атаковали и сбили управляемыми ракетами „Бук“. Мы должны найти тех, кто несет ответственность за сбитие самолета Malaysia Airlines. Получение согласия и помощи России является большим шагом вперед к пониманию того, что именно произошло с нашим самолетом», — заявил тогда министр транспорта Малайзии Датук Сери Лиоу Тионг.

В начале июня 2016 года была озвучена третья версия гибели лайнера. Международная следственная группа по крушению Boeing MH17 обнародовала свой отчет. В нем, в частности, следователи не исключили случайного пуска ракеты, сбившей самолет. Выходит, никто не виноват? Однако доказательства этой версии также нельзя назвать неопровержимыми и окончательными. К тому же, действия по неосторожности или халатности все равно должны быть наказуемы. 17 июля 2016 года исполнится ровно два года с момента трагедии. На борту лайнера находились 298 человек, все они погибли. Международное расследование трагедии продолжается.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS