России необходима промышленная политика | Продолжение проекта «Русская Весна»

России необходима промышленная политика

По официальным данным число бедных в России выросло за последний год на 3 млн. Подобного массового обнищания россиян не наблюдалось с 1998 года. В отсутствие позитивных изменений в экономике число граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума может превысить 20 млн. человек!

Переломить эту негативную тенденцию может простой, проверенный способ. Он состоит в резком усилении роли государства в кризис и проведении активной долгосрочной промышленной политики. Результатом такой политики станет прирост рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет, укрепление национальной валюты.

Но мы имеем прямо противоположную картину: сокращается целевое финансирование экономики, сворачиваются государственные программы поддержки промышленности. ФАИП стремится к нулю. По сути, происходит отказ от федеральных строек. На региональном уровне наблюдается та же ситуация: бюджеты сжимаются, подталкивая местные власти к отказу от инвестиционных программ.

Последствия этих шагов очевидны: неизбежная деградация промышленности, закрепление отсталой структуры экономики и дальнейшее обнищание населения. В Воронеже с экономической карты уже исчезли ключевые, высокотехнологичные предприятия: НПО «Электроника» — мощное предприятие электронной промышленности союзного значения. Завод ЭВП (ВЭЛТ) — производство кинескопов, Алюминиевый завод (ВЗСАК) — производство сборных алюминиевых конструкций, завод «АВТОЗАПЧАСТЬ» — производство автозапчастнй и механизмов, завод ТМП — производство тяжелых механических прессов, Экскаваторный завод, Завод упаковочных машин, Станкостроительный завод. На месте предприятий — торговые центры, коммерческие предприятия, филиалы банков, предприятия общественного питания.

 

Пора возродить государственное планирование в экономике

Успешная реализация промышленной политики требует не только увеличения финансовой поддержки наиболее значимых отраслей экономики, но и обязательного возвращения к системе государственного планирования.

В свое время государственное планирование сыграло важную роль в экономическом рывке СССР, первым применившим подобный подход для решения стратегических задач по развитию промышленности в знаменитом плане ГОЭЛРО и последовавших за ним «пятилетках». Впоследствии методы индикативного прогнозирования были взяты на вооружение и успешно использованы другими странами, в том числе Францией, Японией и Китаем.

В использовании методов госпланирования нет ничего зазорного. Пора перестать огульно критиковать советскую экономику и пугать возвратом к прошлому. Точно также мы хотим вернуть гражданам и другие утраченные достижения советской эпохи: посильную квартплату, доступные продукты питания, надежные социальные гарантии для всех категорий граждан: от детей до пенсионеров.

Как профинансировать подъем промышленности

Еще одним важным условием подъема промышленного производства в нашей стране мы считаем пересмотр механизмов реализации промышленной политики. Более широкое применение должны найти, в частности, такие формы государственной поддержки промышленности, как проектное финансирование, государственные фонды прямых инвестиций, государственно-частное партнерство, а также более эффективные методы управления государственным имуществом.

Мне, как автору законопроектов о Фонде прямых инвестиций и государственно-частном партнерстве, представляется правильным обсудить  эти предложения на предстоящем заседании Государственного совета Российской Федерации.

Так, принципиально новую роль должен играть запущенный Минпромторгом России в прошлом году Фонд развития промышленности. Его бюджет необходимо увеличить с нынешних 20–30 млрд руб., как минимум, до 200 млрд руб. За счет этих средств должна быть проведена, в частности, кардинальная модернизация таких стратегически значимых для нашей страны отраслей, как станкостроение и электронная промышленность. Необходимо также выделить достаточные средства на развитие отечественного авиастроения.

Важно также сформировать новые механизмы финансовой поддержки производственной сферы. Кроме того, необходимо добиться пересмотра позиции государства в отношении программ кредитно-финансовой поддержки промышленных предприятий и обеспечить значительное снижение ставок по целевым кредитам для промышленности.

Для этого нужно, во-первых, выступить с инициативой выделения бюджетных средств на субсидирование процентных ставок по целевым кредитам для промышленности. Во-вторых, надо предложить в качестве законодательной инициативы специальный механизм рефинансирования коммерческих банков, участвующих в кредитовании промышленных предприятий. Суть данного механизма состоит в предоставлении банкам возможности привлечь у государства, в том числе в рамках сделок РЕПО, средства на длительный срок и под пониженный процент.

 

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS