С русским акцентом: Китай показал свой первый истребитель пятого поколения

С русским акцентом: Китай показал свой первый истребитель пятого поколения | Продолжение проекта «Русская Весна»

На открывшемся сегодня китайском авиасалоне главной новостью стал впервые показанный широкой публике самолёт пятого поколения Chengdu J-20.

Журналист Лайфа Михаил Котов разобрался - насколько новый самолет может потеснить признанных мировых лидеров.

В клубе пятого поколения стало на одну страну больше. Сегодня, 1 ноября, Китай показал свой первый истребитель пятого поколения Chengdu J-20. Вслед за США, Россией и Японией Китай изо всех сил рвётся в высшую лигу военной авиации. Многие СМИ сравнивают его с F-22 и достаточно голословно заявляют о прорыве китайской военной авиапромышленности. И хотя официальной информации о самолете не так много, давайте посмотрим -  удался ли первый рисовый блин, и потеснит ли конкурентов китайская новинка?

Откуда растут крылья

Если посмотреть на новинку внимательно, то сразу можно увидеть знакомые детали самолетных доноров. Chengdu J-20 как лоскутное одеяло собран из различных проектов без особого внимания на их поколение или на страну-производителя. Основой для будущей машины без сомнения стал закрытый в начале двухтысячных годов проект ОКБ им. А.И. Микояна Миг-1.44. В своё время предполагалось, что именно он станет первым российским истребителем пятого поколения. Однако, после полета в феврале 2000 года, проект покатился под гору.

Миг-1.44. Фото: © Wikipedia.org

Миг-1.44. Фото: © Wikipedia.org

Денег не было, в плюсе был только прототип, опытный экземпляр Миг-1.42. На то, чтобы доработать его до массового выпуска и поставок в армию под кодом 1.44, требовалось много времени. Ну а для того, чтобы построить опытный экземпляр Миг-1.46, уже действительно подходящий по параметрам под пятое поколение, требовалось ещё больше денег.

Согласно некоторым данным, чертежи проекта Миг-1.46 были проданы Китаю, которые и положили планер в основу своего будущего истребителя. Отсюда у J-20 аэродинамическая схема с передним оперением "утка", вместе с которой китайцам перешли и все присущие ей недостатки. 

Дело в том, что подобная аэродинамическая схема не особенно годится для самолетов пятого поколения. Переднее оперение и само создаёт проблемы с малозаметностью, да ещё и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полета. Кроме Китая, уже вложившегося в подобную схему, ни одна другая страна не использовала этот вид оперения для новейших самолётов.

Я его слепила

В носовой части новинки явно угадывается F-22 Raptor, воздухозаборники сползли на бока фюзеляжа, явно копируя F-35. И если у Мига, они были сдвоенными, под фюзеляжем, для обеспечения максимальной скорости, то воздухозаборники от малоскоростного F-35, который на большой сверхзвук и не рассчитывался, вызывают исключительно вопросы. Равно как и подфюзеляжные гребни, установленные для обеспечения большей управляемости и устойчивости, очень плохо вяжутся с малозаметностью, необходимой для самолета пятого поколения. Зато хвостовое оперение красивое, хоть и очень явно срисованное с F-22. 

F-22 Raptor. Фото: © flickr / Airman Magazine

F-22 Raptor. Фото: © flickr / Airman Magazine

От американцев китайцы позаимствовали и беспереплетную схему фонаря, чрезвычайно модную на тот момент. В общем и целом, новинка похожа на большинство китайских автомобилей - спереди посмотришь "Вольво", сбоку "Тигуан", сзади так и вообще "Ауди". Но если в автомобиле, это большей частью лишь дизайн, то использование такой солянки на сверхзвуковых скоростях это более чем спорно.

Лети, лети лепесток

Однако ахиллесовой пятой всех китайских военных самолётов являются двигатели. Созданный для этого поколения Xian WS-15, начатый в 2006 году, ещё очень далек от завершения. Как говорится, "за неимением гербовой", на один из прототипов был поставлен двигатель предыдущего поколения WS-10A, который обладает невысокой динамикой и околонулевым ресурсом. По информации различных источников, она так и держится на уровне 25-40 часов налёта, вместо необходимых 400-800. Сходный ресурс имели двигатели первого реактивного истребителя в истории Ме-262.

Да, с подобными двигателями Chengdu J-20 взлетал, позировал перед фотокамерами, но и только. Для обеспечения нормальной функциональности на другой прототип пришлось поставить российские АЛ-31ФН. Они же используются и в китайском истребителе предыдущего поколения J-10. 

АЛ-31ФН. Фото: © Wikipedia.org

АЛ-31ФН. Фото: © Wikipedia.org

К сожалению, на данный момент с двигателями у Китая дела совсем не клеятся. Решение этих проблем пока находится вне пространства возможностей китайской промышленности. Она, на текущий момент, не способна выпустить ни нормальных лопаток для авиадвигателей, ни многого другого. И поставленная на двигатели цифровая система управления, при всей своей крутости, никак не может увеличить их ресурс. Не боец.

Двигательная проблема тянет за собой и другую - низкую тяговооруженность Chengdu J-20. Под ней понимается отношение тяги двигателей к весу самолёта. Китайский истребитель получился тяжёлым (его взлётный вес около 40 тонн). Для примера, максимальная взлётная масса российского Т-50 чуть больше 30 тонн, а тяжелого американского F-22 38 тонн, при том, что оба используют более мощные и совершенные двигатели. Надежда остаётся только на продажу Россией Китаю двигателей следующего поколения, что пока выглядит маловероятным.

Пока нет никаких данных и об успехах китайцев на поприще изготовления радаров с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Поэтому думать, что в вопросе обнаружения противников китайский самолет покажет чудеса - не стоит. 

Неутешительные выводы

Что получается в итоге - тяжелый, с низкой тяговооруженностью, вряд ли способный на скорости выше 1,6 Маха и явно не способный на бесфорсажный сверхзвук истребитель. Пожалуй только отсутствие чётких и определённых параметров пятого поколения позволяет причислить к нему китайскую разработку. 

Да, у Китая есть ещё один козырь в рукаве - это Shenyang-31, легкий истребитель пятого поколения, который тоже находится на стадии испытаний. Возможно, именно он сможет ворваться в немногочисленное пятое поколение и действительно громко заявить о себе. Пока же стоит говорить о самолете демонстраторе технологий, сравнивать который с F-22 можно только по весу.

Shenyang-31. Фото: © Wikipedia.org

Shenyang-31. Фото: © Wikipedia.org

Зато в чём Китай силён, это в умении развертывать производство, на данный момент уже готовы 9 прототипов и 2 предсерийных образца. Когда Chengdu J-20 пойдет в серию, выпускать их начнут со скоростью явно недоступной российской промышленности. Но вот сколько их будет Китаю нужно, это другой вопрос, пока достаточно и громкого заявления: "Смотрите - мы тоже в пятом поколении!", что бы кто не понимал под этим термином.

Обсуждение

 

Социальные комментарии Cackle

RusNext

Новости и аналитика о событиях в пространстве Русского Мира.

Орфографическая ошибка в тексте:
Вы также можете добавить свой комментарий:
4 + 15 =
Например, 1+3 = 4.