Идёт подготовка к возобновлению производства бомбардировщика Ту-160

Идёт подготовка к возобновлению производства бомбардировщика Ту-160 | Продолжение проекта «Русская Весна»

Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» 11 ноября 2016 года опубликовал материал Тимура Латыпова «Хребет» для Ту-160: как в Казани заново учатся варить титановые плиты» о том, что на Казанском авиационном заводе имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») начато восстановление ключевых технологий для возобновления серийного производства стратегического бомбардировщика Ту-160.

Как узнал «БИЗНЕС Online», подписан график изготовления важнейшей части будущего ракетоносца (по всей видимости, речь идет о первой опытной машине) — титановой центральной балки. Эксперты указывают на важность момента и напоминают, что после развала СССР «титановый» цех попросту «разбомбили». На заводе признают, что многое «в запущенном состоянии», даже документов не сохранилось.

Уникальную технологию начали восстанавливать на Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ). Речь идет о вакуумном отжиге и сварке узлов из титана, для чего некогда использовались установки электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) и отжига (УВН-45). На фоне новостного затишья по теме возобновления производства Ту-160 об этом сообщает заводская газета «Вперед!».

Напомним, в марте КАЗ заключил два контракта на восстановление оборудования для производства Ту-160, оба должны быть выполнены до 30 марта 2017 года. ПАО «Электромеханика» (Ржев) обязалось за 948 млн. рублей привести в порядок УВН-45. А вот подрядчика для восстановления ЭЛУ-24 тогда не определили. Как пишет заводская газета, им стало ижевское ОАО «НИТИ «Прогресс». Ему заплатят 710 млн. рублей. А всего, получается, 1,7 млрд. — сумма немаленькая всего лишь для ремонта двух установок. Что в них такого важного?

Во второй половине 70-х подготовка к строительству Ту-160 потребовала тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен новый корпус с цехом механической сборки титановых узлов и упомянутыми выше установками. Появилось уникальное оборудование для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины из титановых сплавов, ведь из них сделано 38% конструкции Ту-160.

«Хребтом» бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Например, на ее шарнирные узлы навешивались крылья. Для изготовления балки был разработан технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. «Титан, как известно, не варится на воздухе — начинает гореть, и ничем его не затушишь, поэтому это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде, — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — При сварке все должно идти очень точно — все исчисляется буквально долями миллиметра».

Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. «Такая сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160, — напомнил Киреев. — Ни у какого другого изделия не было центроплана из титана».

Встречаются утверждения, что работу на ЭЛУ-45 приходилось проводить ночью — из-за большого потребления энергии только так можно было избежать обесточивания половины Казани.

Насколько важен этап восстановления двух установок с точки зрения перезапуска производства Ту-160, а если быть точным, строительства нового «стратега» — Ту-160 М²? «На ЭЛУ делают сварку центроплана. Если вновь не научимся делать эту балку — не будет никакого нового Ту-160, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиастроительной отрасли. — Как известно, деньги на восстановление установок выделили большие. Успеют ли к сроку? Сложно сказать: установки давно и основательно в нерабочем состоянии, ведь после 90-х годов в этом цехе все буквально разбомбили». «Если бы только в этом цехе был разгром…» — невесело отмечает Киреев.

«Все оказалось в запущенном состоянии», — не стали скрывать положение дел с двумя установками корреспонденты газеты «Вперед!». По их сведениям, даже документов никаких не осталось. Вместе с тем авторы статьи весьма оптимистичны: «В последнее время коллектив цеха № 45 у всех на слуху. Ведь именно на базе этого коллектива создается новое механосварочное производство… После выхода в свет распоряжения директора завода о создании механосборочного производства и цехов № 45, 40 прошло совсем немного времени, а результаты работы уже налицо… ГАП (Казанский Гипронииавиапром — прим. авт.) утвердил новую планировку цеха… В настоящее время каждый этап работы подробно расписан… К 30 марта 2017 года необходимо отработать и принять установки ЭЛУ-24, УВН-45, начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла».

Судя по словам начальника цеха № 45 Алексея Потапова, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160. Кроме того, в цехе ведутся ремонт кровли, строительно-монтажные работы под установку нового оборудования для вакуумной системы, систем управления, охлаждения, электроавтоматики.

Интересно, что в 70-е эту тему вел киевский институт им. Патона. «Когда установку в Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация — так они просто восхитились!» — вспомнил былое в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк.

Сумеем ли сегодня обойтись без украинских специалистов? «Да, во главе работы стоял патоновский институт, — говорит Киреев, — он располагался на Украине, но это, конечно, не означает, что он был только украинским. И напомню, что помимо него электронно-лучевую установку делали 25 институтов! А сейчас… будут привлекать всех, кто способен хоть что-то в этом плане сделать».

Идёт подготовка к возобновлению производства бомбардировщика Ту-160 | Продолжение проекта «Русская Весна»

Обсуждение

 

Социальные комментарии Cackle

RusNext

Новости и аналитика о событиях в пространстве Русского Мира.

Орфографическая ошибка в тексте:
Вы также можете добавить свой комментарий:
11 + 8 =
Например, 1+3 = 4.