Слезет ли Россия с нефтяной иглы (ИНФОГРАФИКА)

Слезет ли Россия с нефтяной иглы (ИНФОГРАФИКА) | Продолжение проекта «Русская Весна»

Завалить весь мир дешевым ширпотребом, как китайцы, нам вряд ли удастся, но нарастить присутствие товаров с маркировкой Made in Russia — вполне, считают в Российском экспортном центре.

Эта структура с недавних пор занимается продвижением отечественной продукции за рубежом. Тех, кто кует валюту не посредством выкачивания недр, а создавая конкурентные на мировом рынке товары и услуги, уже довольно много. Желающие тоже есть. Но что конкретно мы поставляем и можем еще поставить за рубеж?

НЕФТЬ, МЕДВЕДИ… И ТИТАН ДЛЯ «БОИНГОВ»

Иностранцы до сих пор воспринимают Россию стереотипно. Тому доказательство — недавний опрос Российского экспортного центра (РЭЦ), проведенный в разных странах. У респондентов спрашивали, с какими товарами ассоциируется наша страна. Ответы были стандартными: водка, матрешка, каша. О том, что на создание «Боингов» идет российский титан, каждый второй смартфон в мире содержит искусственные сапфиры нашего производства, в итальянских спагетти есть русская пшеница, а Kaspersky Lab и ABBYY — отечественные бренды, не знал никто. Как и о том, что Россия — это не только нефть, газ, армия, медведи и морозы, но еще и индустриальная держава.

Среди основных статей несырьевого экспорта — двигатели, авиатехника, грузовики, шины… (См. графику.)

— Сейчас для экспорта есть все предпосылки, — считает глава РЭЦ Петр Фрадков. — Но российские компании среднего диапазона, к сожалению, плохо представлены на международных рынках. По сравнению с экспортно ориентированными развитыми странами у нас средних компаний, выходящих на внешний рынок, в 20 раз меньше. С другой стороны, мы видим тенденцию к росту спроса на эту деятельность. Про Россию знают мало. А если будут узнавать и мы при этом представим качественную продукцию, потенциал будет огромный. Я думаю, 2016 год станет той отправной точкой, с которой начнется рост экспорта, и мы станем в итоге экспортно ориентированной страной и экономикой.

ЗАРАБОТАТЬ НА СЛАДЕНЬКОМ

Россия действительно оказалась в уникальной ситуации, при которой экспорт может стать одним из главных драйверов экономики, считают эксперты.

— Из-за падения рубля вырос экспорт продуктов. По некоторым позициям — в разы, — говорит Константин Евстюхин, управляющий директор РЭЦ по нефинансовой поддержке. — Например, очень востребованы наши кондитерские изделия, мороженое, молочные продукты. Это сегменты, где товар купили и тут же использовали. И эффект почти моментальный: покупатели быстро понимают, что товар дешевый, качественный, и начинают массово его покупать.

С промышленными товарами чуть сложнее. Скажем, стоимость нашей машинотехнической продукции для закордонного покупателя «припала», став привлекательной, но вот цена комплектующих, если производитель покупает их за рубежом, нивелирует экспортеру этот плюс.

— На мой взгляд, для предпринимателей средней руки есть несколько составляющих успешного экспорта: стоимость, качество, узнаваемость бренда за рубежом и меры государства по поддержке несырьевого экспорта, — говорит Евстюхин.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов недавно заявил, что поддержка экспорта — национальный приоритет. Но одних слов мало. Чтобы заполонить внешние рынки, сначала нужно решить сразу несколько проблем.

ТРИ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТЕРА

Пока отечественным коробейникам, желающим поставлять товар за кордон, приходится торить тропу по рытвинам и буеракам. Бюрократическим и не только.

№ 1. Доставка

Одно из главных препятствий — путь от производителя к конечному покупателю. На этом спотыкаются многие бизнесмены.

— Мы поставляем напитки более чем в 25 стран мира, — рассказывает Юрий Горяков, директор УК «Аквалайф». — От государства нам нужна помощь в логистике. Например, по регламентам РЖД я могу возить продукты питания и напитки всего три месяца в году. Но даже когда это можно, возникают проблемы. Например, две недели назад клиент из Китая готов был у меня оперативно купить вагон товара, но довезти его по железке я не могу, так как надо подписывать с РЖД особые условия, а одно только «рассмотрение вопроса» занимает минимум 20 дней. Не могу я отгрузить товар и машинами — нашим водителям доступ в Китай закрыт, а значит, каждый раз на кордоне мне нужно фуры перегружать. Я не могу отправить товар и контейнером, так как наши владельцы контейнеров не отдают их на территорию Китая. Единственный вариант — морем из Санкт-Петербурга, но это долго — 45 дней.

К слову, на днях с Поднебесной было подписано соглашение, по которому поезда, доставлявшие нам китайские товары и обратно возвращавшиеся порожняком, теперь будут загружаться продукцией российских производителей, делая экспорт более эффективным, дешевым и быстрым.

Понятно, что набить своим товаром целый состав под силу не всякому, поэтому в России планируют создать сеть транспортно-логистических центров, где будут собираться товары разных производителей.

№ 2. Сертификация

Еще важный фактор — документация. Пословица про бумажки подходит не только для отечественных бюрократов.

— Мы работаем с 55 странами, — говорит Игорь Климкин, коммерческий директор компании SPLAT. — 5 — 7 миллионов семей за пределами России видят по утрам в ванной нашу зубную пасту. Мы собираемся дальше наращивать экспорт. И все же мы в начале пути, преодолеваем его методом проб и ошибок.

По словам Климкина, многим предпринимателям, даже опытным, нужна помощь от государства. Например, с точки зрения сертификации продукции. Ведь в каждой стране свои условия.

— Были случаи, когда нам для выхода на тот или иной рынок приходилось менять упаковку по 2 — 3 раза, чтобы соответствовать всем требованиям страны и начать наконец продажи. Наверняка и у других есть похожие сложности, — говорит Климкин.

Как рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров, облегчить участь экспортеров планируется со следующего года — правительство уже приняло решение выделять субсидии для компенсации их затрат на сертификацию. По словам Петра Фрадкова, деньгами дело не ограничится — будет и консультационная помощь от РЭЦ.

Как поясняют чиновники, они планируют собрать всю базу данных для разных стран и делиться ею с теми предпринимателями, которые захотят выйти на внешние рынки.

— России всего лишь и надо вступить в две международные организации: Всемирную ассоциацию аккредитации органов по оценке соответствия (IAF — International Accreditation Forum) и Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий (ILAC — International Laboratory Accreditation Cooperation), — говорит президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. — Тогда мы сможем сертифицировать экспортные товары здесь, эти документы будут признаваться за рубежом, и вся процедура станет на порядок дешевле.

№ 3. Возврат налогов

Одна из главных проблем с экспортом — это проблема быстрого возврата НДС (налог на добавленную стоимость). По закону вернуть его можно, но на практике не всегда целесообразно.

— Скажем, наш интернет-магазин продает книжку кому-нибудь в русской диаспоре в Германии. Книжка стоит 600 рублей. НДС с нее — примерно 100 рублей, а пакет документов, подтверждающий факт экспорта (без него не может быть возврата денег), обходится в 1200! — приводит пример президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.

Естественно, это демотивирует компанию работать на экспорт. Как предлагает эксперт, нужен единый документ, который будет автоматом уходить с таможни сразу в налоговую инспекцию, а та уже будет сразу оформлять возврат продавцу.

По словам Шувалова, эту технологию уже прорабатывают в Минфине и вскоре она заработает.

Слезет ли Россия с нефтяной иглы (ИНФОГРАФИКА) | Продолжение проекта «Русская Весна»
Слезет ли Россия с нефтяной иглы (ИНФОГРАФИКА) | Продолжение проекта «Русская Весна»

Обсуждение

 

Социальные комментарии Cackle
Мнения
10.12.2016 - 22:51   СТЕШИН Дмитрий
10.12.2016 - 18:47   ТКАЧЕВ Юрий
10.12.2016 - 18:35   ЛЕКУХ Дмитрий
10.12.2016 - 18:30   КОРНИЛОВ Владимир

RusNext

Новости и аналитика о событиях в пространстве Русского Мира.

Орфографическая ошибка в тексте:
Вы также можете добавить свой комментарий:
4 + 0 =
Например, 1+3 = 4.