Киев целит в крымский воздушный мост

Киев целит в крымский воздушный мост | Продолжение проекта «Русская Весна»

Вооруженные силы Украины будут проводить учения на своей территории над Черным морем согласно плану, несмотря на любые угрозы. Об этом 30 ноября заявил спикер Министерства обороны Украины Андрей Лысенко.

Ранее, напомним, заместитель главы военного ведомства «незалежной» Александр Дублян пугал громадян тем, что Киев допускает ракетный удар России по стране в случае проведения ракетных стрельб 1−2 декабря. А еще раньше украинские СМИ сообщили о существовании некоего письма Минобороны РФ военному атташе Украины о действиях России в случае, если состоятся запуски ракет вблизи Крыма: якобы за этим последует удар по пусковым установкам этих ракет.

Комментируя все эти предположения, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что первый раз слышит о письме украинскому военному атташе. Вместе с тем, отвечая на вопрос, допускают ли в Москве нанесение ракетного удара по Украине в случае пуска Киевом ракет над Крымом, он подчеркнул, что Россия не хотела бы допускать каких-либо действий Украины, которые могли бы создать опасные условия для международного сообщения в российском воздушном пространстве. Источник из Минобороны РФ сообщил информагентству FlashCrimea, что ВС России «готовы к провокации со стороны Украины в связи с проведением ракетных стрельб в небе над Крымом».

По мере приближения «часа Х», напряжение нарастает. 30 ноября украинские СМИ со ссылкой на волонтерскую организацию сообщили о том, что жители Керчи 29 ноября вроде как наблюдали колонну военной техники в городе, в которой, среди прочего, был якобы обнаружен зенитно-ракетный комплекс С-300, способный бороться с авиацией, оперативно-тактическими и баллистическими ракетами.

Напомним историю вопроса. 24 ноября Киев выпустил авиационное уведомление (НОТАМ) об активировании опасных зон в воздушном пространстве. Первая опасная зона устанавливалась 1 и 2 декабря с 9.00 до 19.00 мск «на всех высотах с захватом воздушного пространства над открытым морем в зоне ответственности РФ (Симферопольский районный центр)». Вторая опасная зона — 1 декабря с 12.30 до 14.30 и 2 декабря с 11.00 до 15.00 «на всех высотах с захватом воздушного пространства над открытым морем в зоне ответственности РФ, а также с заходом в воздушное пространство над территориальными водами России с максимальным углублением на 12 км».

Однако 29 ноября сайт Росавиации сообщил, что Украина установила новые опасные зоны для выполнения полетов - над международными водами Черного моря и частично над черноморскими территориальными водами России к юго-западу и юго-востоку от Крыма.

— Тем самым украинская сторона предприняла очередную необъяснимую попытку «влезть» в суверенное воздушное пространство России, на этот раз на расстояние от 6 до 10 морских миль (от 11 до 18 километров) со стороны нейтральных вод, — говорилось в сообщении. При этом утверждалось, что полеты над Крымом будут продолжены. В то же время замминистра транспорта Валерий Окулов сообщил, что российские авиационные власти проинформировали Международную организацию гражданской авиации (ICAO) о введении Украиной новых опасных для полетов зон над Черным морем.

Заслуживает внимания оценка ситуации со стороны директора по коммуникациям ICAO Энтони Филбин. Он говорил, что контроль за воздушным пространством в районе Симферопольского центра не имеет суверенитета, аэронавигационное обслуживание этой части по-прежнему делегировано Украине. ICAO стремится дистанцироваться от всех политических вопросов, но как структура ООН, выполняет решения Генассамблеи ООН, говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко.

— Страны-члены ICAO должны предупреждать о закрытии каких-либо районов воздушного пространства соответствующим выпуском НОТАМ. Украина эту процедуру соблюдает — как и процедуру определения продолжительности опасных зон. С международной и правовой точки зрения она может регулировать воздушное пространство над территорией, которую считает своей, и проводить там учения с полетами военной авиации и ракетными стрельбами. Причем в этом случае Киеву необязательно указывать причину — достаточно просто уведомить ICAO и внести НОТАМ. Если же речь идет о постоянном закрытии района, то процедура немного другая, но в целом схожая — описывается район и информация вносится в соответствующий сборник.

— В данном случае мера создает сложности для авиаперевозчиков?

— Конкретно сказать сложно — нужно знать реальный трафик в обсуждаемых районах. Но, в целом, создание бесполетной зоны в районе с интенсивным воздушным движением гражданской авиации может влиять на появление новых оптимальных маршрутов, что влечет за собой издержки для авиакомпаний, а иногда — снижение пропускной способности в воздухе и формированию очередей в аэропортах.

Не надо быть большим экспертом, чтобы понять: именно на это и направлены маневры, анонсированные Минобороны Украины. В общем, в деструктивная деятельность Киева связана с попытками нарушить авиасообщение с Крымом. Конечно, совсем закрыть какие-то районы у него вряд ли получится, потому что ICAO все-таки выступает посредником между Украиной и Россией в вопросе обеспечения безопасности аэронавигации в районе Крыма, но временная «стрельбовая» практика в дальнейшем может продолжиться, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

— Такая вероятность, безусловно, существует, если в адрес Украины не будут выдвинуты какие-либо жесткие аргументы не только со стороны России, но и со стороны международного сообщества. Однако если международное сообщество своим молчанием будет стимулировать украинскую сторону продолжать подобную политику, то не исключено и повторение трагических случаев. Напомню, что 4 октября 2001 года над Чёрным морем самолет авиакомпании «Сибирь» Ту-154М, следовавший по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, был сбит украинской противоракетой системы С-200. Тогда учебные стрельбы ПВО Украины на мысе Опук в Крыму проводились на большом удалении от оживленных трасс, тем не менее, система управления зенитно-ракетной установки захватила не мишень, а реальный борт…

Подобные действия Украины вызывают опасения: в регионе не настолько велика полетная зона, чтобы беспрепятственно стрелять в одном месте и быть уверенным, что в другом не будут поражены самолеты, выполняющие гражданские коммерческие рейсы.

— Какие-то рычаги воздействия на Украину в данном случае существуют?

— Когда страна ограничивает сообщение в воздушном пространстве, которое формально остается закрепленным за ней, то серьезных оснований для противодействия нет. Россия не признает юрисдикцию Украины над этим сегментом воздушного пространства и наоборот, и это позволяет каждой из стороной действовать так, как она считает нужным. А в зоне полетной информации Симферополя существует транзитный трафик.

В дальнейшем, если подобная практика станет регулярной, очевидно, что авиакомпании предпочтут планировать свои маршруты так, чтобы не сталкиваться с труднопрогнозируемыми препятствиями на пути выполнения регулярных рейсов. Корректировка маршрутов на цены билетов не влияет — это проблемы авиакомпаний. Тем не менее, приятного в этом мало.

Украинцы очень изобретательны в поддержании постоянного напряжения. Как только к ним пропадает интерес, они сразу же работают над тем, как привлечь внимание мирового сообщества, считает президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации Олег Смирнов.

 — Все мировые авиационные правила запрещают проводить какие-либо учения, стрельбы и т. д. вблизи маршрутов гражданских воздушных судов, особенно — вблизи международных авиатрасс. А в тех зонах, где Киевом запланированы и объявлены стрельбы, как раз и проходят авиационные трассы, пересекающие акваторию Черного моря. После получения НОТАМ изменить маршрут — не проблема, но все это влечет за собой неудобства и дополнительные расходы.

В этом отношении нашим МИД и Минтрансу необходимо нарастать усилия и донести позицию до международного сообщества, отвергающую в дальнейшем создание запретных зон в интенсивных районах полетов и вблизи Крыма. При желании линию противодействия можно сделать достаточно понятной и неоспариваемой, но пока ведомствам остается лишь планировать обход этих зон в зависимости от того, как проходит трасса.

До сих остается загадкой — какие ракетные комплексы будут задействованы в маневрах и кто будет принимать в них участие — ВВС, зенитно-ракетные или сухопутные войска. Начальник пресс-службы украинских Воздушных сил Роман Юрчило 30 ноября заявил, что будут привлечены экипажи боевой авиации, транспортной авиации, подразделения зенитно-ракетных войск, радиотехнических войск и связи, беспилотная авиация. А также отметил, что в Херсонской области пройдут испытания зенитных ракет средней дальности. Речь может идти о зенитных ракетных системах С-300ПС, как раз развернутых в Херсонской области. Они могут не только перекрывать воздушное пространство Крыма, но имеют техническую возможность вести стрельбу по наземным целям.

Есть весьма большой риск, что у украинских военных «что-то может куда-то не туда улететь», замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Или — попасть во что-нибудь российское — самолет или корабль, потому что формально для нас оповещения Украины не указ. Открыто противодействовать этому невозможно, потому что с точки зрения большинства стран Крым остается украинской территорией, и Украина имеет право закрывать пространство в своей экономической зоне.

— Украинские «волонтеры» и СМИ заметили передвижение якобы российской системы то ли С-300 В, то ли С-300В4 и связали это с предстоящими учениями ВСУ.

— Сложно сказать, правда это или фейк, потому что для вывода нужны фотографии с привязкой к местности. Вообще, С-300В4 у нас не так много, а вот систему С-300 В вполне могли «подвезти», тем более что она противоракетной направленности. Скорее всего, у военного ведомства есть сведения о характере предстоящих украинских учений, и если речь действительно идет о семействе С-300 В, то можно допустить, что стрельба будет вестись ракетой, летящей по баллистической траектории. Хотя С-300 мог оказаться в Керчи по своей программе и без привязки к украинским учениям.

С другой стороны — если украинцы заявили об учениях, то наши военные тоже могли заодно потренироваться в переброске дивизиона из одной точки в другую в условиях, приближенных к боевым.

Беседовал Антон Мардасов

Обсуждение

 

Социальные комментарии Cackle
Мнения
08.12.2016 - 20:43   БАБИЦКИЙ Андрей
08.12.2016 - 19:01   ДУГИН Александр

RusNext

Новости и аналитика о событиях в пространстве Русского Мира.

Орфографическая ошибка в тексте:
Вы также можете добавить свой комментарий:
4 + 3 =
Например, 1+3 = 4.