«Космический газпром»: в России предложили построить на Луне заправку | Продолжение проекта «Русская Весна»

«Космический газпром»: в России предложили построить на Луне заправку

Согласно новому проекту, искусственные спутники Земли через несколько лет можно будет заправлять с Луны. Под вопросом остаётся востребованность такой услуги и источник инвестиций для его реализации.

В рамках симпозиума «Неделя горняка — 2017» эксперты некоммерческого партнёрства «Научно-образовательный центр „Инновационные горные технологии“ (ЦИГТ)» обсудили возможности развития рынка космических услуг. Как они констатировали, сейчас Россия занимает лишь 0,6 процента рынка космических услуг. Чтобы переломить такое положение вещей, группа экспертов партнёрства предложила проект «Космический газпром». В его рамках предлагается создать на Луне заправку, куда будут прилетать космические спутники, чтобы пополнить запас топлива, а затем продолжать своё функционирование в околоземном пространстве. О проекте сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию Лайфа.

Генеральный директор ЦИГТ Павел Ананьев сформулировал задачи проекта следующим образом:

«Условно это будет выглядеть так: на Луне стоит заправка, туда прилетает космический спутник, заправляется, а затем отправляется летать дальше». Помимо дозаправки на тех же станциях будут оказываться и другие услуги. Например, конструкционные материалы прибывающих спутников будут обрабатывать «специальными физическими полями, которые снимают накапливающееся напряжение на деталях и механизмах».

Чтобы реализовать проект, нужно создать на Луне инфраструктуру для получения ракетного топлива. Это, очевидно, предполагает развёртывание там производственных мощностей на базе местных материалов. В частности, уже ведётся общая проработка технологии активизации вяжущих веществ лунных пород для дальнейшего строительства объектов во внеземных условиях. В земных условиях эта технология также может применяться — при использовании 3D-принтеров, которые работают на цементных смесях.

На заседании круглого стола была представлена плазменная установка ГАН-ЛП для производства аналога лунного грунта в земных условиях. Аппарат был разработан российскими учёными из Горного института НИТУ МИСиС, Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) совместно с компанией ГАН, производящей оборудование для магнитно-импульсной обработки. Мощность установки будет достигать 50 килограмм искусственного реголита в час.

Изобретение также даст возможность проведения наземных испытаний космической техники и экспериментов по получению из реголита воды, которая требуется при изготовлении топлива для искусственных спутников на орбите. В ходе заседания круглого стола были продемонстрированы два экспериментальных состава аналога реголита, разработанные в Томске и Москве.

Для успешной реализации «Космического газпрома», по оценкам разработчиков, потребуется от 5 до 15 лет. В случае его успеха Россия может стать одним из лидеров в области космических услуг, полагают в ЦИГТ.

В проекте есть ряд узких мест. Не только создание заправочной инфраструктуры на Луне, но и простая высадка там требует сверхтяжёлых ракет грузоподъёмностью от 120 тонн и выше. На сегодня в России такой ракеты нет и её активная проработка не ведётся. Создание и доводка такой ракеты сами по себе требуют, как показывает зарубежный опыт, от 10 лет и более. Это делает реализацию проекта по созданию масштабной внеземной инфраструктуры из лунных материалов через 5–15 лет малореальной.

Не вполне очевидно, насколько оправдано получение воды из типичного лунного реголита, где её довольно мало. В затенённых приполярных областях спутника вода представлена в куда больших количествах. Однако с помощью земных экспериментов этот источник не проработать. Для его использования требуется реализация исследовательской программы на самом естественном спутнике. Разработчики проекта о такой программе пока не заявляли.

Также неясно, будет ли существовать спрос на такие услуги. Очевидно, Павел Ананьев оговорился и спутники будут летать всё же не к Луне — куда они физически не попадут в связи с отсутствием у них двигателей для такого полёта, — а к орбитальным заправочным станциям. Однако сегодня срок работы спутников достигает нескольких лет, а стоимость их дозаправки земным топливом выше, чем стоимость нового спутника. Чтобы лунное по происхождению топливо на орбитальной заправке было дешевле земного, нужно добиться масштабных успехов в организации производства на Луне. По своей сложности эта задача превосходит создание исследовательской базы на спутнике. Не вполне ясно, как за 5–15 лет можно с ней справиться.

Впрочем, определённый резон в «Космическом газпроме» есть. Концепция разработчиков по зарабатыванию денег на продаже топлива близка практическому опыту лиц, принимающих решения о распределении финансирования. Она отвечает на давно озвученный вопрос Д. Рогозина: «А зачем нам лететь на Луну?» Ясно, что замотивировать авторов таких вопросов задачами исследования Луны затруднительно. Зато организация заправок в этом смысле будет выглядеть более простой и понятной для чиновника такого ранга. Определённо, среди упомянутых лиц такая идея может иметь успех, тем более что они слабо информированы о сложности создания внеземной добывающей и перерабатывающей индустрии, необходимой для создания сети орбитальных заправок.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS