«Как козаки самолёты воровали»: история о подмене ангольского истребителя МиГ-23УБ на Одесском авиаремонтном заводе | Продолжение проекта «Русская Весна»

«Как козаки самолёты воровали»: история о подмене ангольского истребителя МиГ-23УБ на Одесском авиаремонтном заводе

Стало известно, с чем связаны обыски, которые прошли в середине апреля на Одесском авиационном заводе, сообщает diana_mihailova.

Как выяснилось, следственные действия велись в рамках уголовного производства № 42017160000000463, открытого 6 апреля 2017 года по признакам части 5 ст. 191 УК Украины — «присвоение государственного имущества в особо крупных размерах, совершенное организованной группой путем злоупотребления служебным положением».

Согласно материалам дела, речь идет о деятельности завода в 2009–2011 годах (директор был тот же, что и сейчас). Тогда предприятие ремонтировало истребитель МиГ-23 для Республики Ангола. Вот что говорится в ходатайстве прокуратуры о проведении следственных действий:

«В ходе выполнения указанного контракта служебные лица ГП „Одесский авиационный завод“, используя свое служебное положение, сняли с авиационной техники Министерства обороны Украины, которая на тот момент находилась на территории завода, ряд деталей и агрегатов. В дальнейшем указанные детали и агрегаты под видом новых или отремонтированных использовались для комплектации упомянутого самолета.

Кроме того, служебные лица предприятия, злоупотребляя своим служебным положением, во время проведения ремонта самолета МиГ-23, который принадлежит Республике Ангола, совершили подмену указанного самолета другим (МиГ-23, заводской номер 9903311), принадлежащим Министерству обороны Украины, который в дальнейшем отправили заказчику. При этом самолет, который принадлежит Республике Ангола, сейчас в разукомплектованном виде находится на территории ГП „Одесский авиационный завод“.

С целью прикрытия указанной противоправной деятельность служебные лица ГП „Одесский авиационный завод“ осуществляли оформление фиктивных договоров поставки указанных услуг с рядом контрагентов, используя при этом поддельные штампы и печати отделов технического контроля предприятий — производителей и поставщиков таких деталей и агрегатов».

Обыски на заводе санкционировал 11 апреля следственный судья Приморского районного суда Одессы.

«Легко заметить, что в позиции правоохранителей есть странная несостыковка. В первом абзаце ходатайства отмечается, что заводчане сняли с украинского МиГ-23 какие-то запчасти, чтобы отремонтировать ангольский самолет. А во втором — что ангольская сторона получила вместо своего истребителя украинский! С чем связано это противоречие, непонятно.

Мы установили, что украинский МиГ-23УБ, якобы переданный ангольцам, числился за бывшим 894-ым истребительным полком ВВС СССР и Воздушных сил Украины, который в 2000 году был реорганизован сначала в 9-ый полк, потом в 9-ую бригаду, потом в 39-ую отдельную эскадрилью, потом в 39-ую бригаду тактической авиации, существующую поныне. Дислоцируется часть в Озерном Житомирской области.

Украинские МиГ-23 были сняты с вооружения в 1999–2001 годах. Часть их продали за рубеж, часть разобрали на запчасти, необходимые для ремонта «двадцать третьих», принадлежащих иностранным клиентам «Укроборонпрома». Использование б/у запчастей авиаремонтники называют «каннибализацией» и утверждают, что это нормальная практика, если речь идет о машинах, производство и эксплуатация которых на родине давно прекращены. А где еще взять запчасти?

Уже писалось об этом, когда разбирались в скандале с МиГ-21, проданными одесским заводом хорватским ВВС.

«Даже человеку, который не является специалистом в авиации, понятно, что самолеты, чей выпуск прекратился почти три десятилетия назад, невозможно эксплуатировать в „аутентичном“ виде, — комментировал тогда хорватские публикации один из одесских инженеров. — Ну не делают уже заводы комплектующие для этой техники! Каждый МиГ-21, который идет на продажу, собирается из трех-четырех машин, которые разбираются на детали, чтобы появилось что-то более-менее пристойное. Старый планер латают, на него навешивают новую электронику, новые ракеты, после чего машину передают заказчику. Иного пути нет. Это суровый бюджетный самолет для нищих государств, у которых нет денег на МиГ-29 и „Фальконы“.

Заказчики о том, что возвращенные им самолеты представляют собой „франкенштейнов“ (еще говорят „франкенпланы“), собранных подчас из трех-четырех истребителей, прекрасно знают и не возражают. Главное, чтобы летали и стреляли, а МиГи, прошедшие через руки сотрудников одесского завода, делают это вполне на уровне.

Однако по ряду причин подобные „производственные процессы“ не всегда являются полностью белыми, хотя и „черными“ их не назовешь. Реального ущерба страна в результате „каннибализации“ в любом случае не несет. Платят зарубежные партнеры вполне исправно; самолеты, переданные им, на боевом дежурстве не стояли и не стоят, поэтому никакой бреши в воздушном щите Родины сделки эти не проделали. Но часто при такого рода сборке перебивают номера на деталях и выправляют документы, что, как ни крути, тянет на статью. Судя по всему, прокуратура придралась именно к формальной стороне вопроса, получив таким образом повод для полномасштабного наезда на авиационный завод. Не первый, кстати, и, думается, не последний» — резюмирует комментатор.

«Как козаки самолёты воровали»: история о подмене ангольского истребителя МиГ-23УБ на Одесском авиаремонтном заводе | Продолжение проекта «Русская Весна»
«Как козаки самолёты воровали»: история о подмене ангольского истребителя МиГ-23УБ на Одесском авиаремонтном заводе | Продолжение проекта «Русская Весна»
«Как козаки самолёты воровали»: история о подмене ангольского истребителя МиГ-23УБ на Одесском авиаремонтном заводе | Продолжение проекта «Русская Весна»