Предтеча Владимира: царь Борис, креститель Болгарии | Продолжение проекта «Русская Весна»

Предтеча Владимира: царь Борис, креститель Болгарии

То, что мы пишем кириллицей (а не латиницей и не греческим шрифтом); то, что мы молимся на церковнославянском (а не на латыни, греческом или арамейском языках) является основой самобытности и уникальности славянской культуры. А благодарить за это надо болгарского князя Бориса (в крещении Михаила), который скончался ровно 1110 лет назад, 15 мая 907 года.

К началу его правления будущие болгары представляли собой ещё не единый народ, а скорее,- непрочную смесь тюрок, славян и фракийцев. После переселения из приазовских степей, протоболгарские ханы сумели завоевать часть Балканского полуострова, но к середине девятого века ханство перешло в состояние глубокой военно-политической депрессии и терпело поражение за поражением от соседей с запада, севера и востока. Скорее всего, оно завершило бы своё бытиё так же бесследно, как ранее Аварский, а позднее — Половецкий каганат.

Решение о принятии православного христианства, принятое князем Борисом, означало новое дыхание, фактически — новое рождение народа. После некоторого колебания между Римом и Константинополем, Борис предпочёл войти в сферу Византийского мира. Это давало два важных преимущества для дальнейшей национальной судьбы.

Во-первых, константинопольский Патриарх предоставлял Болгарской церкви широкую автономию. Это помогло всем разноплеменным прихожанам автономной епархии объединиться в одну болгарскую нацию.

Во-вторых, Православная цивилизация не навязывала вошедшим в неё народам единого графического кода, как на западе навязывалась унифицированная римская письменность. Наоборот, стараниями Кирилла, Мефодия и их учеников болгары получили национальную славянскую письменность, позволившую развивать культуру на родном языке.

Болгария при равноапостольном Борисе сразу же превращается в крупнейший центр славянского просвещения, где делаются переводы всего греческого, византийского письменного наследия; создаются Преславская и Охридская книжная школы. Здесь формируется богослужебный церковнославянский язык, общий для всех славян от Адриатики до Ладоги.

Распространение церковнославянской речи не ограничилось одной только богословской сферой, но оказало огромное влияние на формирование современного русского языка.

По оценке экспертов Международного Византийского клуба, принятие Православия, приобщение к Византийской Ойкумене и к мировой христианской миссии, дало болгарскому народу огромный заряд жизненной энергии. Что ждало болгар, сохрани они язычество? Вероятнее всего, пришлось бы повторить судьбу таких языческих народов, как полабские славяне и пруссы, не сумевших создать прочной государственности и устойчивой культурной традиции, и полностью ассимилированных чужеземными завоевателями.

Православная Болгария, напротив, стала мощным государством, в течение нескольких веков доминировавшим на Балканах.

После захвата Константинополя западными полчищами в 1204 году именно болгары собрали под свои знамена славян и греков и нанесли сокрушительный удар по крестоносцам. Разграбивший Царьград захватчики не смогли воспользоваться плодами свой победы и захватить позиции на Балканах и в Малой Азии. Историки свидетельствуют, что в сражениях с болгарами «погиб цвет рыцарского могущества, армия Латинской империи была обескровлена, многие крестоносцы в панике бежали в Западную Европу».

Когда же позднее пришлось столкнуться с империей превосходящего могущества и пережить несколько веков османского ига, уверенность в правоте религиозного выбора дала болгарам силы спастись от «потурчения» и сохранить национальный облик.

Принимая Крещение, князь Борис словно подарил болгарскому народу два уровня прочности для выживания в мире суровой межнациональной конкуренции. Первый уровень — сила собственного народа, укреплённого тысячелетней христианской культурой. Второй уровень — сила народов-единоверцев, братьев по создавшейся вокруг Византийской православной цивилизации. Этот второй уровень защиты сработал, когда в 1877 году на помощь болгарам пришли русские освободители — воины Третьего Рима, воспринявшие цивилизационную эстафету Византии.

Современная Болгария, попавшая в орбиту чужого влияния, превращена в вассала Западного мира и не имеет никаких национальных перспектив. С одной стороны, еврокомиссары не дают болгарам развивать выгодные экономические проекты, под надуманными поводами блокируя строительство АЭС и газопроводов. С другой стороны, Болгария, как и остальные страны ЕС, становится объектом глобальной миграции, угрожающей самому существованию коренных народов Европы.

Альтернативой такому угасанию болгарской нации должен стать путь, одиннадцать веков назад выбранный князем Борисом — путь солидарности с народами Православной цивилизации.

Группа «Византийский проект»

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS