Самосанкции Украины: вагонный голод | Продолжение проекта «Русская Весна»

Самосанкции Украины: вагонный голод

Слово самосанкции, не литературное и не общепринятое. Но никак иначе, то что делает официальный Киев против самого себя, своей экономики и населения назвать нельзя. А потому, давайте проанализируем, как Украина будет жить после того, как она объявила о введении новых санкций против России. И сегодня поговорим об одном из самых болезненных последствий санкций, о «вагонном голоде»…

После развала СССР Украине досталось богатое железнодорожное наследство. Более 6 000 локомотивов, почти 200 000 грузовых вагонов всех типов. Все это было относительно новое и живое. За 25 лет следующих лет, это хозяйство интенсивно старело и списывалось.

На сегодня «живыми» из них осталось не более половины. По оценкам экспертов тяглового состава осталось примерно 2500–2700 штук, по вагонам ситуация еще более аховая. Формально на балансе «Укрзализныци» числится 104 тысячи грузовых вагонов и полувагонов, из которых 33 тысячи используются с продленным сроком службы, а еще 33 тысячи и даже сверх этого. Плюс некоторое число вагонов есть в распоряжении частных компаний.

Даже с учетом резкого сокращение грузопотоков по стране за последние 25 лет и особенно за прошедшие четыре года (более чем вдвое только с 2013 по 2016), по данным экспертов отрасли есть нехватка примерно 9–10 тысяч грузовых полувагонов, которую до сегодня заполняли иностранные перевозчики и… в первую очередь, российские.

Указ Петра Порошенко о введении дополнительных санкций против российских компаний, не только больно ударил по «интернетчикам», но и поставил «Укрзализныцю» в сложнейшее положение. На Украине российские вагоны закрывали образовавшуюся вагонную брешь и их использование позволяло худо бедно сводить концы с концами в пиковые периоды перевозок. На носу уборка очередного рекордного урожая и вывоз его к морским портам. Также в виду принятых в Киеве политических решений, надо организовывать угольный импорт через морские порты Украины и развоз его железнодорожным транспортом по регионам. Для этого всего нужны вагоны, вагоны и еще раз вагоны.

Новых вагонов пока не предвидится. Есть программа закупки в 2017 году примерно 3 000 вагонов, но уже сегодня эксперты мало верят в то, что можно будет организовать пополнение баланса «Укрзализныци» более чем на 1 250 штук (многие тендеры сорваны и на сегодня закуплены только 250 единиц), то есть ровно на столько же, сколько и в среднем за прошедшие 25 лет незалежности.

За это время было приобретено примерно 25 000 грузовых вагонов и полувагонов.

А между тем, надо будет найти замену примерно 8–9 тысячам выводимых из Украины российских вагонов, 6 тысяч из которых принадлежать российской государственной компании АО «Федеральная грузовая компания». А это не много ни мало 15% всего вагонного парка.

Это огромное количество, заменить которое просто нечем. Значит, уже очень скоро мы будем читать о проблемах с вывозом украинского зерна и завозом импортного угля. Украинские компании, как и в прошлом году, будут буквально драться за вагоны и трафик (то есть вагоны будут гонять порожняком, чтобы не потерять право их использования), что будет наносить дополнительный ущерб хозяйству страны. И если сейчас мы постоянно читаем о потерях металлургов, то очень скоро к ним присоединяться энергетики, сельхозпроизводители и т.д.

Причем, проблема не только в вагонах. Вагоны только одна из проблематик украинских железных дорог. Проблема с локомотивами не менее острая. А еще большой проблемой является переориентация грузовых потоков, которая не совпадает с тем, как возили грузы даже пять лет назад. Резко выросло значение южного направления и упало значение восточного. А ведь нельзя взять и просто перебросить трафик с востока на юг. Есть пропускная способность путей и сопутствующей инфраструктуры. А они не резиновые.

Если честно, у меня есть большие сомнения по поводу возможностей руководства Укрзализныци» решить все эти потенциальные проблемы логистики. Иногда создается впечатление, что там никто даже не пытается даже взглянуть комплексно на этот ком проблем. Все решается ситуативно и методом латания уже возникших дыр. Здесь мало слов, должны быть комплексные решения по расширению пропускных возможностей железных дорог в том или ином направлении. А этого нет (даже в программах). По крайней мере усилий, которые предлагаются явно недостаточно. К чему это уже приводит и приведет в будущем, догадаться несложно?…

Хотя, если есть задача уничтожения остатков промышленности на Украине, тогда все логично и Киев и руководство «Укрзализныци» все делает верно. Они сознательно доводят ситуацию до абсурда, а потом разведут руками и скажут, «а что мы можем сделать»? «Россия во всем виновата?». Как уже они делали не раз. По другому объяснить логически все, что делает сегодня Киев нельзя.

В этом случае возведение новых зерновых и угольных терминалов, о которых иногда пишут украинские СМИ и которыми гордятся местные чиновники, ровным счетом ничего не даст экономике в целом, но позволит усилить ее перекос в сторону построения «от России независимого аграрного государства». Ведь понятно, что любой перекос трафика в пользу зерновиков, убийственным образом скажется на металлургах. А еще многим портам придется уже очень скоро принимать миллионы тонн угля, чтобы не возить его из России и т. д.

В общем, украинские железнодорожники могут уже сегодня говорить «спасибо пану Порошенко, за наше счастливое завтра»…