Неприступный: Крымский мост способен выдержать любую диверсию | Продолжение проекта «Русская Весна»

Неприступный: Крымский мост способен выдержать любую диверсию

Сладкий сон любого украинского националиста и крымско-татарского активиста – горящий в огне мост в Керченском проливе, соединяющий берега российского Крыма и Краснодарского края. Для украинских спецслужб это уже реальные замыслы терактов, конкретные планы по уничтожению будущей главной транспортной артерии связывающей полуостров с материковой частью России. Но сбыться им не дано и «подарок к дню рождения президента Порошенко» с повреждением Крымского моста вряд ли получится. Мост находится под надежной охраной и способен выдержать не только удары стихии, но и любые диверсии.

Немного лирики – мост в Керченском заливе, получивший название Крымский мост, всегда привлекает внимание масштабами своего строительства. Шутка ли – самый длинный мост в России, протяженностью в 19 километров, с невероятными техническими инновациями, потрясающим временным фактором строительства. Одновременно автомобильный и железнодорожный, позволяющий сохранить судоходство крупнотоннажных судов под своими пролетами (до 35 метров), этот мост сейчас является едва ли не самой главной стройкой России нынешнего тысячелетия. Его открытие в 2018 году для автотранспорта, и в 2019-м для железнодорожного сообщения позволит обеспечить полноценное сообщение с полуостровом и дать новый виток развития Крыма, причем не только туристического. И любые новости и сообщения о строительстве Крымского моста вызывают неизменное внимание.

Вопросы безопасности Крымского моста тоже в прицеле зрительского и читательского внимания, но о них говорят не так часто – особых поводов для паники нет. Тем не менее, мост охраняется и днем, и ночью, и с моря, и с воздуха, и с суши. Наиболее известно это стало во время недавних антитеррористических учений российских спецслужб, которые в течении нескольких дней отрабатывали всевозможные варианты защиты моста от любых видов диверсий. И во время их проведения выяснилось, что этот стратегический объект берегут как зеницу ока.

Безопасность строительства моста в круглосуточном режиме обеспечивают ФГУП «УВО Минтранса России», отделы полиции Тамани и Керчи, подразделения транспортной безопасности компании «СГМ». Это – стандартный вариант, который используется в охране любого моста на территории Российской Федерации. Недавно автору этих строк довелось пройти по берегу реки Протвы в Калужской области и быть остановленным под автомобильным мостом на трассе, ведущей в сторону Малоярославца. Отследили по камерам видеонаблюдения, вежливо предупредили, что есть пути обхода охраняемого ими объекта. Тот мост, конечно, не идет ни в какое сравнение по степени обеспечения безопасности с Крымским, но и там уровень охраны оказался на высоком уровне. В Керченском же проливе задействованы силы оперативной противодиверсионной группы Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, МВД и подразделений транспортной безопасности.

Такие силы и средства привлекаются для охраны и обеспечения безопасности Крымского моста далеко не случайно. Еще более года назад, в марте 2016 года, турецкий сухогруз «Лира», следовавший под флагом Панамы, столкнулся с опорой №2 временного моста в Керченском проливе. Управлял судном гражданин Турции, который свои действия объяснил отсутствием навигационных документов, незнанием обстановки и сложными погодными условиями. При достаточно активным судоходстве в этом районе, который соединяет Черное и Азовские моря, таких «недотеп»-капитанов может найтись достаточно много, особенно, если им помимо судоходной практики пришлось еще пройти курс идеологического неприятия по отношению к России.

Еще ранее боевики так называемого крымско-татарского батальона имени Номана Челебеджихана собирались устроить диверсию в Керченском проливе, где до окончания постройки моста действует паромное сообщение. Крымско-татарский активист Ленур Ислямов, известный инициированием товарной и энергетической блокады Крыма, попытался перекрыть пролив стальными тросами. Для этой акции он закупил морской баркас и куски толстой проволоки, которые предполагал установить на определенной глубине на пути следования паромов. Предполагалось, что тросы будут наворачиваться на винты и корабли получат серьезные повреждения.

Диверсия тогда не удалась из-за поломки мотора самого баркаса диверсантов (вероятно, что этому поспособствовали и российские спецслужбы), но планы Ислямова не изменились. Сейчас он маниакально твердит о намерениях взорвать Крымский мост либо на этапе строительства, либо по его завершению.

«Подрыв моста любой категории представляется наиболее сложной для диверсионной группы, – считает бывший начальник разведки ВДВ, автор наставления по подрывному делу для спецподразделений Павел Поповских. – Во-первых, требуется достаточное количество тротила для повреждения опор моста, который сам по себе является мощной инженерной конструкцией, которую одной шашкой не подорвать. Во-вторых, это способы проникновения к объекту, которые должны быть абсолютно незаметны для охраны. Для этого предполагаются и варианты отхода, ведь диверсант тоже человек, который после проведения операции рассчитывает сохранить себе жизнь и вернуться домой.

Мне кажется, что даже профессионально подготовленная диверсионная группа вряд ли сможет уничтожить или серьезно повредить строящийся мост в Керченском проливе. Там есть реперные точки – опоры моста на берегах и островах, которые обеспечены охраной. Опоры в акватории залива тоже надежно охраняются, а подводный диверсант вряд ли сможет доставить к ним достаточное количество взрывчатки – это ведь всего лишь человек, а не мини-подлодка, которая легко засекается техническими средствами. Так что если кто-то и заявляет о возможности совершения диверсии на такого рода объекте, как Крымский мост, это либо дилетант, либо человек, рассчитывающий лишь на какой-то внешний эффект, который обернется банальным пшиком».

Тем не менее, в самом украинском военном ведомстве всерьез рапортуют о готовности совершения диверсии на Крымском мосту. Из «утечек» в интернет следует, что разработаны три варианта подрыва моста – подводным минированием, подрывом проходящего судна и детонацией заряда в автомобиле. Все – на грани утопии и просто неосуществимы.

Вкратце рассмотрим их возможное осуществление. Российские боевые пловцы из состава оперативной противодиверсионной группы Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота имеют гораздо лучшую подготовку, чем их «коллеги» из украинских ВМС. Последние прошедшие учения в разных прибрежных акваториях Крыма это наглядно продемонстрировали. Банально – противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» способны засечь и уничтожить подводных боевых пловцов даже на дальних подступах к охраняемому объекту. Гранаты ДП-64 и ДП-65 не дадут никому выжить под водой на расстоянии до 100 метров. Кто-то рискнет?

Подрыв проходящего под мостом судна тоже исключен. Любая проходящая посудина подлежит досмотру, а ее прорыв будет пресечен патрульными быстроходными катерами проекта 03160 «Раптор», являющимися самыми скоростными в составе Черноморского флота, и сторожевыми кораблями береговой охраны. Маловероятен и пропуск на мост автомобиля с зарядным устройством, но и его эффективность при подрыве будет крайне невелика, тем более что это сооружение может выдержать землетрясение до 9 баллов.

«Все исходящие сейчас из Киева посылы по Крымскому мосту иначе как грязными инсинуациями и не назовешь, – считает военный эксперт Владислав Шурыгин. – Это в одном ряду с вырытым рвом на российской границе, экономической и энергетической блокадой Крыма, готовностью ввести визовый режим. Украина сейчас с какой-то непонятной маниакальностью пытается себя отдалить и отделить от России, как будто боится каких-то непонятных последствий. И всякий раз спотыкается, падает лицом в грязь. Вот и сейчас им совершенно четко показали посредством учений по обеспечению безопасности моста в Керченском проливе, что не надо, даже не дергайтесь, здесь не тонко, и не рвется. Поймут ли? Если нет – придется как-то более серьезно доказывать, хотя и не хотелось бы».

Автор: Виктор Сокирко