Главный храм Третьего Рима: 12 августа 1479 года в Москве освящен Успенский собор | Продолжение проекта «Русская Весна»

Главный храм Третьего Рима: 12 августа 1479 года в Москве освящен Успенский собор

На соборной площади Московского Кремля возвышается мощный и величественный Успенский собор — главный храм Московского государства, одна из величайших святынь России. В течение столетий он был связан с важнейшими событиями в жизни страны, являясь ее духовным и политическим центром. Здесь совершались торжественные государственные акты — венчание на царство московских царей, коронация русских императоров. Собор служил местом избрания очередного главы русской церкви, а с 1326 г., после погребения в нем св. митрополита Петра, и усыпальницей московских митрополитов и патриархов.

Уже в конце XII в., мы знаем это благодаря археологическим раскопкам, на месте теперешнего собора стояла деревянная церковь. В конце XIII в. московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм — первое каменное строение Москвы.

В 1326 г. князь Иван Данилович Калита начал сооружение нового собора, желая подчеркнуть, таким образом, значение Москвы как столицы великого княжества — преемницы Киева и Владимира. Толчком к строительству послужил переезд митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Момент закладки собора изображен на одном из клейм иконы XV века «Св. митрополит Петр с житием», хранящейся в Успенском соборе. Но новый собор не смог стать храмом общегосударственного значения, владимирский Успенский собор продолжал оставаться главным храмом страны — именно в нем проходило «посажение» на трон первых московских князей. Но к 1472 году постройка обветшала, так что его приходилось подпирать толстыми бревнами, чтобы он не обвалился, и его разобрали до самого основания. Возникла необходимость в строительстве нового храма, который своим обликом должен был отвечать возросшей мощи Москвы.

Строительство нового собора поручили псковским мастерам Кривцову и Мышкину. Пока возводили новый храм, рядом с ним поставили деревянную церквушку, чтобы не прекращать богослужений. В ней 12 ноября 1472 года Иван III обвенчался с византийской царевной Софьей (Зоей) Палеолог. Вскоре после этой свадьбы грянула катастрофа: когда новый храм был доведен почти до сводов, он неожиданно обрушился вечером 20 мая 1474 года. Почти год посреди Кремля можно было видеть его развалины, пока в Москву не прибыл приглашенный Иваном III из Италии Аристотель Фиораванти (около 1420-около 1486), один из талантливейших инженеров и архитекторов своего времени, о котором летописи писали: «Мастер…, кой-ставит церкви и полаты… такоже и пушечник той нарочит, лити их и бити, и колоколы и иное все лити хитр велми».

А через год, в июне 1475 года был заложен фундамент для нового храма. За образец был взят древний Успенский собор во Владимире. «Бысть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостью, и звоностию и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опричь Владимирскиа церкви» — так описывал летописец новый собор. В августе 1479 года митрополит Геронтий торжественно освятил новый собор. Трехнефный, пятиглавый, с просторным интерьером с 6-ю тонкими высокими столбами, придающими ему вид парадного зала, Успенский собор, как главный храм государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

По дошедшим до нас в летописях сведениям, собор начали расписывать сразу после окончания строительства и освящения. Для этого в 1481 году были привлечены лучшие мастера. «Иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» устроили в соборе трехъярусный иконостас. До нас дошли изображения монахов-подвижников, исполненные артелью великого Дионисия, обнаруженные на алтарной преграде в 1890 году во время ремонта иконостаса. Его кисти принадлежат и несколько икон, в том числе — «О тебе радуется», «Петр митрополит с житием» и др.

К 1514–1515 годам собор был полностью расписан. В 1642–1643 годах обветшавшие росписи (после снятия с них прорисей) были сбиты вместе со штукатуркой и мастера-иконописцы по прорисям выполнили новую роспись собора. На протяжении XVII–XIX веков фрески собора неоднократно поновлялись.

В свое время в иконостасе собора находились иконы, перенесенные сюда, по-видимому, как из старого храма, так и из вновь присоединенных к Москве удельных княжеств. Сегодня эти иконы, являясь шедеврами древнерусской живописи, составляют гордость Музеев Московского Кремля и Третьяковской галереи. Среди них «Деисус», «Архангел Михаил», «Спас Златые власы»; иконы середины XIV века — «Спас Ярое око», написанная для Успенского собора и «Троица», а также икона «Петр и Павел» рубежа XIV–XV веков, которую некоторые исследователи приписывают кисти Феофана Грека.

Здесь хранилась и одна из главных святынь Русского государства — икона Владимирской Богоматери, перевезенная сюда в 1395 году из Владимира для спасения Москвы от полчищ Тамерлана. По преданию, Владимирская Богоматерь была написана святым евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею Боголюбскому.

В Успенском соборе хранятся уникальные памятники прикладного искусства: медные двери с золотой наводкой из суздальского Рождественского монастыря, привезенные в Москву в 1410 году и установленные в южном портале Успенского храма; «царское место», выполненное в 1551 году для Ивана Грозного. В двенадцати барельефах на его стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских» — литературно-публицистический памятник начала XVI века, повествующий о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Каждая эпоха оставляла свои памятные следы в Успенском соборе. Так с Успенским собором связаны драматические страницы Отечественной войны 1812 года, когда французы устроили в нем конюшню, вскрыли раки с мощами святых, а перед бегством из Москвы вывезли драгоценные украшения храма, церковную утварь. А они вывезли из собора более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот килограммов золота. После войны из серебра, отбитого казаками у отступавшего неприятеля, была отлита центральная люстра храма.

Иосиф Волоцкий писал об Успенском соборе «Его достойно назвать земным небом, сияющим, яко великое солнце посреди Русской земли».

Старец Филофей же считал, что именно здесь, в духовном смысле, и обретается «Третий Рим», под которым он понимал прежде всего сакральный центр православия, где пребывает  «престол Божий».

«Cкажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих Престолов, Cвятой Вселенской Апостольской  Церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, Церкви святого и славного Успения Пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится», - дословно писал в своих письмах старец Филофей.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS