RusNext.ru - Продолжение проекта «Русская Весна»

Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что сайт существует только благодаря доходам от рекламы!

1 GBP   82,4700
1 EUR   72,7955
1 USD   62,2556
10 UAH   23,7481
ЕС защищает свои компании от антироссийских санкций | Продолжение проекта «Русская Весна»

ЕС защищает свои компании от антироссийских санкций

Евросоюз уже не одно десятилетие борется с американскими санкциями. Вернее, не с самими санкциями, а с одним из их основополагающих принципов — принципом экстерриториальности. Это значит, что Вашингтон готов наказывать и наказывает не только американские компании, но и компании других стран.

Речь идет о законах, позволяющих Вашингтону наказывать зарубежные компании, которые работают с компаниями из стран, которые находятся под санкциями. Угроза США запретить иностранным фирмам доступ к американскому рынку, а иностранным банкам — к клирингу долларовых операций в Америке до сих пор является очень серьезным оружием Вашингтона.

Вопрос вновь стал, как говорится, ребром этим летом, когда Америка расширила антироссийские санкции, под которые могут попасть европейские энергетические компании за совместные проекты с «Газпромом». Был момент, когда казалось, что терпение Европы наконец лопнуло. Брюссель пригрозил Вашингтону ответными санкциями. Правда, быстро спохватился и взял свои слова обратно.
В целом ЕС поддерживает санкционную политику США. Достаточно вспомнить, что Европа ввела, например, против России собственные санкции и до сих пор исправно их продлевает. Однако в случае с европейскими санкциями имеется один существенный нюанс: в отличие от американских санкций они затрагивают не третьи страны, а только государства, входящие в объединенную Европу.

Европейцев беспокоит ситуация со сделкой по иранской ядерной программе, заключенной в 2015 году. После прихода к власти Дональда Трампа ее судьба оказалась под вопросом. Сделка заставила США отменить большую часть антииранских санкций, под которые подпадали бы зарубежные банки и компании, работающие сейчас в Иране. Если сделка будет расторгнута, то европейские компании пострадают больше остальных.

Между тем, кроме контрсанкций, у Европы не так уж и много способов защитить свои компании от американского произвола.

«Нам необходимо адаптировать наши национальные механизмы и обновить европейские механизмы против американских экстерриториальных санкций»,- говорится в недавнем заявлении МИД Франции.
Борьба с американскими санкциями началась в середине девяностых годов прошлого столетия, когда администрация Клинтона приняла закон Хелмса-Бартона, вынуждающий бизнесменов выбирать, с кем им торговать: с США или Кубой. Торговать с Кубой после принятия этого закона продолжили немногие компании, например, канадская горнодобывающая фирма Sherritt International Corp.
В последнее время напряжение из-за санкций ослабло, потому что США и ЕС начали координировать свою политику в отношении иранской ядерной программы, конфликтов в Сирии и на юго-востоке Украины. Тем не менее, европейские лидеры продолжают возражать против принципа экстерриториальности, который сохраняется во всех американских санкциях.

Ситуация изменилась в этом году, когда в Белом доме появился новый хозяин. Координация внешней политики между Вашингтоном и Брюсселем вновь ослабла. Это же относится и к координации применения санкций. США ввели новые санкции против иранских компаний, имеющих отношение к испытаниям ракет, а Евросоюз этого не сделал. И США, и ЕС ввели новые санкции против КНДР, но американские санкции значительно шире и глубже европейских.

Ситуация вокруг антироссийских санкций изменилась после того, как Дональд Трамп, подписывая закон о санкциях, подчеркнул, что он не должен мешать сотрудничеству с европейскими союзниками и вредить бизнесу.

Сейчас, по крайней мере, временно на этом фронте царит затишье. До заявления Трампа в Брюсселе рассматривали два варианта развития событий и реагирования на действия «старшего брата», способные нанести вред европейским компаниям. Во-первых, это возможность применить евросоюзовский «блокирующий закон», принятый еще в 1996 г. в ответ на закон Хелмса-Бартона. Он позволяет европейским компаниям не подчиняться американским санкциям и гарантирует им компенсацию за возможные штрафы. В конце прошлого века этот закон довольно эффективно защитил те немногие экономические связи, которые были у Европы с Кубой, но его эффективность, по мнению специалистов, в защите связей с Россией будет намного ниже, потому что энергетические компании из Европы, имеющие контракты с российскими партнерами, не променяют их на возможность работать на американском рынке.

Во-вторых, в Брюсселе рассматривали возможность обращения в ВТО с жалобой на США, как уже было все в том же 1996 году. Тогда, правда, ЕС иск отозвал, но лишь после того, как президент Клинтон пообещал не штрафовать компании из Старого Света за нарушение закона Хелмса-Бартона.
В случае обращения в ВТО, по мнению специалистов по санкциям, Брюссель скорее всего обвинит США в нарушении правил ВТО о либерализации торговли. Именно так можно трактовать угрозу Вашингтона закрыть европейским компаниям доступ на американский рынок, включая финансовую систему. Вашингтон может парировать тем, что это исключение и что оно объясняется угрозой национальной безопасности Америки.

Подобных жалоб ВТО разбирала немного, поэтому судить, каким будет результат рассмотрения жалобы, трудно. Между тем, победа ЕС в ВТО может стать для него бумерангом, потому что позволит торговой организации обвинить в нарушении правил и европейские санкции.
У Евросоюза есть за океаном и союзники. Организации, защищающие сделку по иранской ядерной программе, призывают ЕС решительнее защищать европейские фирмы от произвола американских властей. Одна из таких организаций — Национальный американо-иранский совет советует Брюсселю создать долларовые клиринговые центры за пределами США. Это ослабит для европейских банков угрозу отключения от американской финансовой системы.