Мнения
МАРАХОВСКИЙ Виктор
СОКОЛОВ Максим
РОДЖЕРС Александр
ШАМИР Исраэль
Второе рождение: случайно ли совпадение дня Рождества Богородицы и дня Куликовской битвы?  | Продолжение проекта «Русская Весна»

Второе рождение: случайно ли совпадение дня Рождества Богородицы и дня Куликовской битвы?

На двадцать первое сентября выпадают сразу две знаменательные даты, обозначающие исток, начало: Рождество Пресвятой Богородицы — начало евангельской истории и годовщина Куликовской битвы — начало национальной истории современного русского народа.

Совершенно прав будет тот, кто укажет, что русская история началась задолго до Куликова поля: прежде было Крещение, а ещё раньше — призвание Рюрика, а ещё раньше — основание Старой Ладоги и Киева, и так вглубь веков, к тем легендарным временам, когда складывался главный культурный признак народа — его язык. И всё же, все эти важные, и безусловно, достойные почитания события национального прошлого, — ещё не вполне история, а скорее, предыстория русского народа, как детство и юность — ещё не вполне биография, а как бы предбиография, подготовка к тем деяниям, которые совершает зрелая личность со сформированным характером.

Точно так же и в истории Спасения до Рождества Богородицы были времена праотцов, и царей, и судей, были и ветхозаветные пророки, удостоенный святости, — так вплоть до адамовых глубин. Но всё-таки главные события, к которым человечество готовилось на протяжении долгих веков, начались с Пришествием Христа.

Годовой круг православных праздников словно повторяет в миниатюре евангельскую историю. В сентябре, в начале церковного года — Рождество Богородицы, той единственной земной женщины, через которую в мир людей должен придти Бессмертный. В январе (по старому стилю в декабре), кода ночь начинает убывать, отступая перед наступающим днём — Рождество Самого Спасителя. Весной, когда тепло солнца пробуждает жизнь в недрах косной почвы — Вход Господень в Иерусалим, затем страсти Христовы, распятие и смерть, увенчанные Его Светлым Воскресением. Летом, когда поспевают плоды, посеянные весной — Троица и День Святого духа, рождение Церкви. И на склоне церковного года, когда наступает время жатвы — Успение Пресвятой Богородицы, её уход из земной жизни. Сама природа символически сопровождает важнейшие события евангельской истории, напоминая, что и жизнь материального мира вокруг нас, и жизнь духовного мира в глубинах нашего сознания,- подчиняются единому Закону, единому Творцу.

В этом смысле совпадение дня Рождества Богородицы и дня Куликовской битвы тоже выглядит мистическим указанием на Высший промысел в судьбах нашего народа.

Как Рождество Богородицы это ещё не Пришествие Спасителя, но решающий шаг навстречу ему, так и Куликовская битва — ещё не обретение независимости, но решающий шаг на пути к самостоятельной державе. За семьдесят три года до падения Константинополя, за девять лет до трагедии Косова поля, обретает силы новый народ, который поднимет упавшее знамя своих братьев и примет на себя священную миссию Третьего Рима. Своё веское слово в истории он скажет только век спустя, когда отвергнет и Ферраро-Флорентийскую унию, и ханскую басму, заявив о втором рождении свободной Руси после ига и о втором рождении Православной цивилизации. Чтобы сказать это слово было необходимо поверить в свои силы — эту веру дало Куликово поле.

Православное общество, сжатое агрессивными тисками Востока и Запада, не исчезло вместе  с гибелью Византии, но вырвалось на Север и обрело второе рождение благодаря русскому народу. Но это второе рождение целой цивилизации стало возможным только благодаря второму рождению русского народа на Куликовом поле. На смену национальной юности, периоду сомнений и междоусобиц, пришло время национальной зрелости, когда императив долга и единства взял верх над личными и удельными интересами.

Материал подготовлен при поддержке Международного Византийского клуба 

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS