Семь фактов о «Буране», доказывающих лидерство СССР в освоении космоса | Продолжение проекта «Русская Весна»

Семь фактов о «Буране», доказывающих лидерство СССР в освоении космоса

1. Советский аппарат был способен вывести на орбиту не только корабль, но и дополнительные грузы массой до 100 т. Отечественный челнок мог брать на борт до десяти человек (против семи членов экипажа у шаттла) и был способен провести на орбите больше времени — около 30 суток, в то время как самый продолжительный полет шаттла составлял только 17.

2. В отличие от шаттлов, в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работает катапульта для первых двух пилотов, на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, «Буран» был способен отделиться от ракеты-носителя и совершить экстренную посадку.

3. Впервые в ракетостроении на космическом аппарате была использована система диагностики, охватывающая все системы корабля, подключающая резервные комплекты оборудования или осуществляющая переход на резервный режим работы в случае возможных неисправностей.

4. Основа автоматической системы управления кораблём — быстродействующий вычислительный комплекс, представленный четырьмя взаимозаменяемыми компьютерами. Комплекс был способен моментально решать все задачи в рамках своих функций и, в первую очередь, увязывать с программой полёта текущие баллистические параметры корабля. Система автоматического управления «Бурана» настолько совершенна, что при будущих полетах экипаж корабля в этой системе рассматривается лишь как звено, которое дублирует автоматику. В этом было принципиальное отличие советского челнока от американских шаттлов — наш «Буран» мог весь полёт выполнить в автоматическом беспилотном режиме. Посадка же американских шаттлов осуществлялась полностью на ручном управлении при неработающих двигателях.

5. Для корпуса «Бурана» была создана не имеющая аналогов в мире система теплозащиты, допускающая многоразовое использование материалов с диапазоном работы от минус 130 до плюс 1600 градусов по Цельсию. Разработанная специалистами ВИАМа (Всесоюзного (ныне Всероссийского) института авиационных материалов) теплозащита «Бурана» состояла из отдельных элементов — плиток из теплозащитного материала из особочистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием, которые приклеивались к корпусу «Бурана» через демпфирующую фетровую подложку, которая, в свою очередь, приклеивалась к плитке с помощью эластичного клея. Фактически, ВИАМ в рамках программы «Энергия-Буран» создал 39 принципиально новых материалов и 230 технологий, но главное — это создание теплозащитных материалов, которые по своим характеристикам превосходили американские.

6. Система «Спейс Шаттл» — это монолитный блок, который предназначен только для подъема космического челнока. Космический самолет «Буран» стартовал на самой мощной в мире ракете «Энергия», которую можно использовать самостоятельно для любых грузов. Другими словами, система «Буран-Энергия» состоит из двух независимых составляющих. Двигатели «Энергии» работали на жидком кислород-керосиновом и на кислород-водородном топливе, — у американцев же первая ступень (погубившая «Челленджер») работала на твердом топливе. Ступени «Энергии» включались поочередно, у американцев же все вспыхивало с первой секунды (возможно, этот факт и стал причиной гибели «Колумбии»).

7. В проекте «Энергия-Буран» был разработано 650 технологий. Многие из них могли бы быть использованы и сегодня, например системы посадки («Бурана») могли бы реализовать себя в авиации.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS