Рожденный побеждать: в чем уникальность обновленного подводного корабля серии «Ясень-М» | Продолжение проекта «Русская Весна»

Рожденный побеждать: в чем уникальность обновленного подводного корабля серии «Ясень-М»

Всего три года назад в состав Военно-Морского Флота России вошел атомный многоцелевой подводный крейсер четвертого поколения «Ясень». Вооруженный ракетными комплексами «Оникс» и «Калибр» этот подводный исполин пополнил боевой состав Северного флота. А уже в обозримой перспективе в строй российского ВМФ должен встать обновленный подводный корабль серии «Ясень-М», построенный по усовершенствованному проекту и получивший уникальные характеристики, в том числе в плане снижения шумности. Крейсер, получивший имя «Казань», стал первым в линейке субмарин этого класса, которым предстоит составить основу подводных сил ВМФ России.

В новом выпуске программы «Военная приемка» журналист Алексей Егоров покажет многое из того, что еще недавно находилось под плотной завесой секретности. По каким лекалам создается новый подводный корабль для российского флота, какие технические решения применены в ходе его строительства, насколько прочны материалы, из которых выполнены основные элементы субмарины? 

Созданный побеждать

В Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» не скрывают: равных нашему подводному крейсеру по боевым и мореходным свойствам, по внедренным техническим новациям, в мире попросту не существует. «Корабль-рекордсмен» - так характеризует детище конструкторов глава проектной организации Владимир Дорофеев. В проекте «Ясень-M» удивительным образом сочетаются редкая для таких великанов скорость, низкая заметность, а самое главное - внушительный набор вооружений. Как отмечают на «Малахите», изменения и технические решения, внедренные в этот проект, касаются и элементной базы комплексов радиотехнического вооружения, и модернизированного оборудования, и новых материалов. Кроме того, лодка обладает принципиально новыми архитектурными особенностями корпуса.

Примечательно, что во время нахождения в плавучем доке часть крейсера была прикрыта специальными арками. Спутники-шпионы не дремлют, а информация об этом изделии отечественного кораблестроения крайне востребована разведками стран НАТО. Наши зарубежные «партнеры» уже назвали новую российскую субмарину самой опасной в мире, причем, такой статус ей был присвоен только на основании сведений, имеющихся в открытом доступе. Главное, что озаботило натовских аналитиков - как русским удалось создать корабль, способный с одинаковой эффективностью работать и по подводным лодкам, и по авианосцам, и по береговым целям. К примеру, американская АПЛ Seawolf, работы над которой стартовали примерно в те же сроки, что и наши «Ясени», оказалась приспособленной только для противолодочной борьбы. Российский же проект оказался куда многофункциональнее.

И это касается не только наличия на борту широкого набора оружия. Отличительной особенностью «Ясеня-М» является возможность применения им мощного гидроакустического комплекса, который позволяет решить задачу освещения подводной обстановки на значительных расстояниях от корабля. Кроме того, при проектировании и последующем строительстве лодки этого класса была внедрена совершенно новая схема корпуса - полуторная вместо прежней двойной. По словам гендиректора «Малахита» Владимир Дорофеев, это делает данный проект не просто уникальным, а почти революционным.

Сварка «особого назначения»

ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» - то место, где проводится весь комплекс исследований по определению состава, структуры, свойств конструкционных, функциональных и сварочных материалов и покрытий, ведется диагностика и экспертиза материалов и проектов на соответствие заданным условиям, выдаются прогнозы долговечности и работоспособности материалов и конструкций. Заместитель генерального директора института Алексей Ильин подтверждает: на испытаниях металл, которому предстоит работать в экстремальных подводных условиях, подвергается нешуточным нагрузкам. Все дело в том, что «Ясень-М» предназначен для глубин в несколько сот метров, где давление очень высоко. Отсюда и внушительные нагрузки во время испытаний. Кстати, «Прометей» считается главным в стране разработчиком сплавов для подводных лодок, а еще здесь когда-то создавали броню для легендарного Т-34. Правда, как отмечает генеральный директор ЦНИИ Алексей Орыщенко, с субмариной ситуация несколько иная. «Броня» для подводной лодки должна быть с одной стороны прочной, чтобы выдерживать давление глубин, а с другой - вязкой, для обеспечения сопротивляемости возможным видам разрушений.

Отработка технологий по созданию сплавов заданной характеристики выполняется на специальном опытно-лабораторном прокатном стане, где можно работать с различными материалами. В свою очередь исследование структуры материала выполняется с применением электронных микроскопов, дающих увеличение... в несколько сот тысяч крат! Стоит отметить, что в «Прометее» за годы работы собрана уникальная база сплавов, совмещений материалов, различных видов сварок. Отработана даже особая технология сварки взрывом: такой процесс необходим для титана, который требует обязательной защиты от атмосферы воздуха, в связи с чем все процессы могут выполняться либо в вакууме, либо в защитной среде аргона. Для выполнения сварочных работ на «Севмаше» построена специальная камера, где создан так называемый «глубокий вакуум». В результате в сварной шов не попадают газы, и соединение становится качественнее. К слову, каждый шов просвечивается рентгеном: подобный контроль позволяет доиться нулевого процента брака.

Беспощадный «Оникс»

Эффективность крылатых ракет «Калибр», которыми вооружены корабли типа «Ясень-М», была с блеском подтверждена в ходе недавней операции против террористов. Залпы по позициям боевиков выполнялись и с подводных лодок, правда, других проектов. А вот другой «комплект» ракет, которыми также оснащен «Ясень-М», известен немногим. Противокорабельные ракеты «Оникс» работают на сверхзвуке, способны поражать не только одиночные корабли (в том числе, авианосцы), но и «накрывать» целые военно-морские группировки, использоваться в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Первый заместитель генерального директора «НПО машиностроения» Александр Дергачев подчеркивает, что внушительная скорость этих ракет позволяет снизить время нанесения удара. Противник попросту не успевает уйти из точки прицеливания, не имеет возможности должным образом отреагировать, выставив помехи или организовав перехват. Важно и то, что «Оникс» является ракетой унифицированной: ее можно одинаково успешно применять и с подводных лодок, и с надводных кораблей, и с береговых ракетных комплексов. В целом, по словам руководителя бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, лодка проекта «Ясень-М» является воплощением система «корабль-оружие», когда вооружение органично сочетается со всеми характеристиками «носителя».

Продолжая тему боевого оснащения этой субмарины, нельзя не упомянуть и о торпедном вооружении. Оно представлено тремя десятками самонаводящихся телеуправляемых торпед, расположенных не в носу, как обычно принято у подлодок, а в средней части корабля. Представитель концерна «Гидроприбор», где выпускают эти «изделия» Владимир Антонов, обращает внимание на то, что данная торпеда может работать на дистанциях до 100 км и на глубинах до километра, причем способна поражать цели, даже расположенные подо льдом. «Это современная торпеда, которая находится на уровне лучших зарубежных образцов, а по некоторым параметрам даже превосходит их», - отмечает Владимир Антонов. Стоит также отметить, что устройство торпедных аппаратов «Ясеня-М» дает возможность применять и минные комплексы. В качестве снаряжения мин используется ракетная боевая часть, снабженная аппаратурой опознавания «свой-чужой» (это необходимо, чтобы под удар случайно не попали наши корабли). Кстати, сама лодка надежно защищена от воздействия вражеских торпед. За это отвечает система гидроакустического противодействия, создающая своего рода электронный щит. Система способна действовать и в режиме ложной цели, имитируя лодку для того, чтобы настоящий «Ясень-М» мог в это время выйти из-под удара.

Картинка

Сегодня первая лодка этого проекта проходит швартовые испытания. Экипаж атомного подводного крейсера «Казань» под командованием капитана 1 ранга Александра Бекетова вместе со сдаточной командой предприятия провели подготовку матчасти. Затем кораблю предстоят государственные испытания, и только после этого, пройдя окончательный этап ревизии, состоится передача субмарины флоту. Нельзя не отметить, что в ближайшее время в строй должны встать еще пять подлодок проекта «Ясень-М». На стапелях «Севмаша» на разных этапах строительства находятся корабли «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Согласно Морской доктрине и планам Главного командования ВМФ России в ближнесрочной перспективе атомные подлодки проекта «Ясень-М» составят основу подводных сил ВМФ России. Запас прочности, созданный российскими корабелами, уникальные характеристики и внушительная автономность плавания, измеряемая месяцами походов, позволит этим кораблям стать со временем полновластными повелителями океанских глубин и расстояний.