RusNext.ru - Продолжение проекта «Русская Весна»

Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что сайт существует только благодаря доходам от рекламы!

1 GBP   84,4869
1 EUR   74,1847
1 USD   64,0683
10 UAH   24,2316
Украина — дешёвая швея для Европы | Продолжение проекта «Русская Весна»

Украина — дешёвая швея для Европы

Почему одежду мировых брендов стали производить на Украине?

Свыше 85% произведённой на Украине одежды и обуви выпускается под всемирно известными торговыми марками, рассказал RT источник в Министерстве экономики Украины. Среди них изделия для Zara, Marks & Spencer, Esprit, Hugo Boss, Mexx и даже Dolce & Gabbana. Украина привлекает собственников торговых марок минимальной стоимостью труда — в пять раз ниже, чем в Китае, а также возможностью значительно снизить транспортные расходы из-за близости страны к европейским рынкам. Почему украинские фабрики работают на грани рентабельности, но не производят более прибыльную для них продукцию под собственными торговыми марками — в материале RT.

Украинские швейные предприятия массово обслуживают зарубежных заказчиков. По подсчётам Министерства экономики Украины, более 85% продукции, выпущенной швейными предприятиями, поставляется за границу.

«Как правило, заказчик предоставляет свои лекала и материалы», — рассказал RT сотрудник компании «Троттола» (объединяет девять фабрик в Ровенской и Львовской областях). «Мы отшиваем готовую продукцию, прикрепляем ценники и передаем заказчику, — рассказывает он. — Качество и расход материалов контролируются очень жестко — необходимо отчитаться буквально за каждый оставшийся метр ткани».

Советское наследие

Основная масса советских фабрик осталась на Украине после распада СССР в 1991 году. После этого единичные предприятия открывались редко. По подсчётам ассоциации «Укрлегпром», сейчас в стране работает около 1,9 тыс. предприятий, которые занимаются пошивом одежды, обуви, белья и аксессуаров.

Сейчас на украинских фабриках отшивается продукция многих известных на весь мир брендов — Zara, Marks & Spencer, Esprit, Hugo Boss, Mexx, Moschino, Dolce & Gabbana и других.
«Очень сложно на внутреннем рынке конкурировать с иностранными брендами, которые известны на весь мир и могут без проблем арендовать помещения в торговых центрах. Неизвестные широкому кругу покупателей торговые марки открываются в последнюю очередь и не в самых лучших местах, — рассказал RT представитель компании „Троттола“. — Крупной украинской фабрике нужно создавать собственную торговую марку, инвестировать миллионы гривен в её раскрутку, набирать штат маркетологов и продавцов, а также искать сбыт для своей продукции на очень конкурентном рынке. Такой возможности у нас нет».
С иностранными заказчиками, по его словам, работать гораздо проще.

Собственники брендов выбирают Украину из-за возможности платить низкую заработную плату, которая составляет в среднем по отрасли около 3000 грн. в месяц ($110). Это сопоставимо с зарплатой в Малайзии и Бангладеш, и в пять раз меньше, чем в Китае, пояснил представитель швейной компании.

Работницы в регионах готовы трудиться даже за такую невысокую зарплату — очень часто лишь подобные предприятия в небольших городах могут обеспечить людей работой.
Блузку или платье для иностранного бренда украинские швеи готовы сшить за €3–4, тогда как в магазине она будет продана как минимум за €30–40.

«Бренды получают миллионные прибыли, а эти люди, которые фактически создают товар, живут на грани бедности», — сказала в интервью украинскому телеканалу «1+1» соавтор исследования, которое европейская кампания «За честную одежду» впервые провела на Украине.
Кроме того, привлекательной страной для размещения заказов Украину делает и географическая близость к ЕС. Это позволяет значительно сэкономить на транспортных расходах. Как результат — количество желающих работать с украинскими предприятиями только растёт.

По данным Государственной службы статистики, за десять месяцев 2017 года фабрики экспортировали за рубеж текстильных товаров на сумму $620,3 млн, что на 10,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поставки головных уборов и обуви за этот же период выросли на 9,6% — до $150 млн.

Невыгодный контракт

Работа по давальческой схеме (когда переработчик бесплатно получает материалы от заказчика, но обязан в установленные сроки и в соответствии с нормами качества передать готовую продукцию заказчику. — RT) — большой риск для предприятия, рассказал RT источник в Министерстве экономики Украины.

«Заказчик заинтересован получить не только продукцию высокого качества, но и по максимально низкой цене. В некоторых случаях украинским производителям приходится снижать цены, чтобы привлечь заказчика. При такой схеме работы денег на обновление оборудования практически не остаётся», — пояснил он.
Технику необходимо менять раз в пять лет, подтверждает RT замдекана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. «Бесконечно работать на старом оборудовании и эксплуатировать труд не получится. Это временные возможности, поскольку крупные производители в мире закупают и устанавливают новые станки с минимальным использованием ручного труда», — пояснил Суздальцев.
Но у украинских фабрик нет средств на модернизацию производства.

Рентабельность одежды и обуви составляет 5–7%, что позволяет выдать сотрудникам заработную плату, заплатить налоги и лишь иногда ремонтировать устаревшую технику.
Более того, Украина испытывает дефицит высококлассных специалистов, так как они уезжают работать на крупные швейные предприятия в страны ЕС.

Поэтому украинской лёгкой промышленности остаётся лишь надеяться на возможные вложения со стороны западных заказчиков, которые заинтересованы в готовности украинских рабочих выполнять все требования по качеству и при этом получать за свою работу низкую зарплату.