Украина планирует «оборонять  побережье Азовского моря» | Продолжение проекта «Русская Весна»

Украина планирует «оборонять  побережье Азовского моря»

Украина планирует усилить свое присутствие и организовать проведение мероприятий по обороне побережья Азовского моря. Об этом в интервью BBC News Украина, опубликованном 16 августа, сказал начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины, генерал армии Виктор Муженко.

«Присутствие украинских ВМС в акватории Азовского моря обязательно надо увеличить. Мы планируем не только усиление присутствия в море, но и проведение мероприятий по обороне побережья Азовского моря», — сказал Виктор Муженко на вопрос о том, «планируют ли военно-морские силы усилить свое присутствие в Азовском море из-за действий России, связанные с блокировкой судов?»

Виктор Муженко подчеркнул, что в настоящее время «в самом море своими силами и средствами действуют пограничники, но обязательно будет определенное наращивание присутствия формированиями военно-морских сил».

Он также отметил, что финансовая минимальная потребность украинской армии в 2019 году составляет сумму примерно 112 миллиардов гривен.

«Нам пока доказывают показатели на 82 миллиардов гривен. И это явно недостаточно для того, чтобы удерживать ВСУ в боеспособном состоянии, я уже не говорю о наращивании потенциала», — подчеркнул начальник Генштаба ВСУ.

Виктор Муженко отметил, что 250 миллионов долларов предусмотренные для Украины в оборонном бюджете Соединенных Штатов на 2019 год будут направлены для «наращивания возможностей противовоздушной обороны, современных средств радиоэлектронной борьбы, на сферу медицинской помощи», а также по другим направлениям.

Украина — Россия: договор про Азов

Напомним, что 24 декабря 2003 года Россия и Украина подписали договор «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».

«Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины. Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами. Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами», — отмечается в первой статье двухстороннего договора.

Во второй статье Украина и Россия договорились о том, что «торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства».

«Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него», — отмечается во втором пункте второй статьи данного договора.

На сайте министерства иностранных дел России сообщается, что данный документ вступил в силу 23 апреля 2004 года.

О желаемых результатах и ограниченных возможностях

Директор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова, военный эксперт Алексей Мельник считает, что возможности Украины — как-либо противодействовать блокированию судов Россией в Азовском море, ограничены.

«Поскольку, в девяти случаях из десяти методы, которые применяет Россия, не вписывается в канву и нормы международных конвенций, договоров, международных инициатив и правил по борьбе с терроризмом, незаконным перемещением грузов. В данном случае, всем очевидны истинные цели России, но тяжело противостоять тем действиям, которые она применяет. Делать упор на военные инструменты в данном случае достаточно опасно и неперспективно. Я не говорю, что Украине не нужно развивать военно-морские силы, но учитывая разницу потенциалов и возможностей применения военной силы, я бы советовал искать ассиметричные, нестандартные способы противодействия российской политике в Азовском и Черном морях», — говорит Алексей Мельник корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

В ситуации с блокированием, досмотром торгового флота в Керченском проливе, по его словам, нужно действовать по классическим правилам военного искусства — побеждать противника, не вступая с ним в бой.

«Это ценный совет, который нужно дать украинскому руководству. Да, военные установки также важны, но куда более важно, использовать юридические инструменты в международных судах. Они не дают таких быстрых результатов, как хотелось бы, но этот путь — надежный и его легче просчитать в контексте последствий», — подчеркивает Алексей Мельник.

Вместе с тем, эксперт считает, что у Украины, вероятно, есть другие инструменты, которые можно применить для решения проблемы в Азовском море.

«Необязательно искать путь решения Азовского моря в Азовском море. Можно задействовать другие инструменты и о них говорят некоторые политики и эксперты, например, один из них — это вода из Северо-Крымского канала, который раньше подавал воду из Днепра в Крым. На мой взгляд, очень недоиспользованный инструмент, который при наличии выработанной стратегии, Украина могла бы очень многое выиграть для себя», — подчеркивает Алексей Мельник.

В заметке «Вода для Крыма ценой украинского суверенитета» на сайте Крым. Реалии проекта Радио Свобода автор Сергей Стельмах 7 августа отмечает, что «в информационное поле Крыма и остальной Украины периодически вбрасывают два взаимоисключающих тезиса: полуостров якобы может обойтись без воды из Днепра; и второй тезис — Украине стоит пойти на экономически обоснованный „компромисс“, начав продавать воду на полуостров».

Директор Института информационного общества Ярослав Павловский считает, что Украине еще придется сформировать полноценный и самодостаточный флот в Азовском море. Однако сегодняшняя ситуация с блокированием судов российской стороной, по его словам, диктует решения в дипломатической плоскости.

«В силовом варианте достаточно непросто будет продвигать украинские приоритеты в Азовском море, но необходимо говорить о стратегии, которая позволит объединить возникшую проблему с другими, понимаемыми на Западе: деоккупацией Крыма и Донбасса, восстановлением украинского суверенитета», — отмечает Ярослав Павловский в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что нежелание России прекратить блокировать торговые морские маршруты в Керченском проливе обязательно отразиться в дипломатических переговорах и санкционной политике Запада.

«Для России это будет серьезный удар, учитывая, что сегодняшние санкции уже влияют на ее экономику», — подчеркивает Ярослав Павловский.

Вместе с тем, он называет бесперспективным возможность «договариваться с агрессором», или искать какой-либо путь с учетом взаимных интересов для разблокирования работы Керченского пролива.

Динамика задержаний в Керченском проливе

По данным совместного исследования фонда «Майдан иностранных дел», «Института Черноморских стратегических исследований», интернет-издания «BlackSeaNews», за один месяц с 1 по 31 июля 2018 года в Керченском проливе российскими пограничниками было проведено 62 задержания.

«Это все суда без исключения. Большинство этих судов идут в балласте (без груза) за украинской экспортной продукцией, преимущественно: металл, уголь и зерно, стройматериалы и руда», — отмечает главный редактор интернет-издания «BlackSeaNews». Андрей Клименко в заметке, которая была опубликована 2 августа.

В материалах исследования подчеркивается, что задержка в среднем одного судна для получения разрешения для прохода через Керченский пролив в Азовское море составила в июле 24,8 часа.

Андрей Клименко подчеркивает, что, когда стали известны параметры Керченского моста, морской бизнес начал искать другой флот.

«Он (мост) имеет высоту 33 метра от уровня моря до максимально возможной высоты прохождения. Уже тогда морской бизнес начал искать другой флот, потому что геометрия конструкции отсекала почти половину того, который ходил раньше», — считает Андрей Клименко.

А если учитывать блокирования российскими пограничниками груженых судов на выходе из Азовского моря, перед Керченским проливом, время простоя на одно судно увеличивается, практически в два-три раза — до 45–70 часов, отмечается в материале.