Теперь — Николаев: Киев и Порошенко открыто грабят регионы Украины | Продолжение проекта «Русская Весна»

Теперь — Николаев: Киев и Порошенко открыто грабят регионы Украины

В украинском Николаеве разгорается конфликт между губернатором Николаевской области Савченко и мэром Николаева Сенкевичем. Что выражается в противостоянии Киева с местными бизнес-элитами.

Этот конфликт разгорелся фактически после назначения А.Савченко на пост губернатора. Формирование территориальных громад привело к изменениям во внутрирегиональ­ной властной вертикали, а также стремлению губернатора получить контроль, не без личнойфинансовой заинтересованности, конечно, над ключевыми предприятиями г. Николаева, несмотря на возражения местной бизнес- и политической элиты, которая годами выстраивала эффективную систему экономических механизмов в регионе.

Губерна­тор, приехавший в регион из Киева, и не владеющий ситуацией в Николаевской области, одержим только идеей личного обогащения и сохранения моноцентрической управленческой модели фи­нансово-административного контроля, в том числе над городской властью.

Именно по его инициативе был инициирован городской радой импичмент мэру А.Сенкевичу (представитель вроде бы коалиционной «Самопомощи», спешим напомнить), который все же опротестовал решение через суд и восстановился в должности, что явилось одной из пощечин А.Савченко.

Кроме того, позиция мэра только усилилась после визита П.Порошенко в г. Николаев, который фактически поддержал А.Сенкевича в противостоянии с губернатором и по сей день продолжает покровительствовать ему, но не без определенных условий, а именно, перейти на сторону Президента, предав идеалы «Самопомощи», либо лишиться мэрского кресла. Такое положение вещей не устраивает А.Савченко, который и является ставленником П.Порошенко, но фактически самостоятельно разбирается с региональными элитами и оппозиционными силами в области.

Складывающееся положение дел не исключает, что при поддержке Президента мэр г. Николаева А.Сенкевич идет на конфликт с губернатором как раз потому, что обладает сопоставимым объемом ресурсов и выглядит «почти губернатором». Это в сочетании с большой численностью избирателей в «контролируемом» им горо­дом позволяет мэру заявить о своих претензиях на губернаторский пост. Харак­терно, что в случае избрания губернатором бывший мэр начинает вести себя в со­ответствии с губернаторской логикой поведения, не делает послаблений органам местного самоуправления и стремится держать их в подчинении.

Значение этого конфликта подчеркивается и множеством примеров, когда выходцы из одной политической группы, заняв посты губернатора и мэра соответ­ственно, начинали ожесточенно конфликтовать друг с другом.

В то же время динамика развития ситуации показывает, что пик конфликт­ности между А.Савченко и А.Сенкевичем еще не пройден.

Состояние отношений между губернатором и местным самоуправлением определяется экономическими факторами, которые работают на губернатора. Формально местное самоуправление отделено от государственной власти и действует автономно. Однако в украинской действительности местное самоуправление не может нормально развиваться без финансовых гарантий своей самостоятельности. Оно и не может их получить, поскольку абсолютное большинство громад неплатежеспособно в силу отсутствия сколько-нибудь значимой экономики.

В результате местное самоуправление оказа­лось финансово зависимым от губернатора и потому полностью подконтрольным. В реальности речь идет о конфликте не между губернатором и мэром, а между губернатором и региональными бизнес элитами, в частности, намерение А.Савченко получить доступ к финансово выгодным для него активам, а именно, «Николаевскому глиноземному заводу», морским портам, Николаевском аэропорту. Одним словом к тем ресурсам, где можно оттеснит местные элиты и продвинуть своих людей.

Об этом свидетельствует тот факт, что губернатор намеревается завести подконтрольную охранную фирму на «Николаевский глиноземный завод». Однако сумма, которую предложили на НГЗ не устраивает А.Савченко. Поэтому, в случае, если сумма не будет увеличена, губернатор грозится организовать массовые выступления «националистов» и блокировать работу НГЗ под предлогом работы предприятия со «страной-агрессором» Россией.

Тем не менее, ситуация в г. Николаеве зависит от мэра — его реальных экономических возможностей и личных амбиций. При удачном сочетании того и другого мэр перестанет бояться своего губернатора, и начинается острый конфликт. В противном случае губер­натор добивается лояльности мэра всеми доступными или не совсем законными средствами.

Конфликт между губернатором и мэром Николаева остается политиче­ской реальностью региона. Такой крупный или промышленно развитый город как Николаев имеет определенную политическую автономию, является центром формирования особой группы влияния. Но при этом почти всегда это влияние ограничено городскими рамками, и момент конкуренции с губернатора­м ослаблен. На региональном уровне влияние мэра серьезно ограничено. В целом местное самоуправление как институт эффективно подавлено финансово-экономическими методами А.Савченко.

Однако мэр А.Сенкевич готов и способен претендовать на власть в Николаевской области, что ведет к росту политической напряженности накануне выборных кампаний на Украине.