Украина все больше зависит от российского дизтоплива | Продолжение проекта «Русская Весна»

Украина все больше зависит от российского дизтоплива

Уголь — не единственный вид так называемого критического импорта из России, от зависимости от которого, несмотря на многочисленные проекты и прожекты борьбы с «государством-агрессором», Украина так и не избавилась.

В частности, почти вся нефть и нефтепродукты, за исключением незначительных объемов собственной добычи и переработки, поставляются из России. Как следствие, Российская Федерация остается не только «злейшим врагом Украины», но и ее крупным торговым партнером.

Русские идут

В свое время Украина почти полностью потеряла собственную нефтеперерабатывающую отрасль. Сейчас работают только Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и несколько небольших перерабатывающих предприятий, которые существенно не влияют на рынок.

С 2016 года единственным поставщиком дизтоплива на Украину была «Роснефть». Все поставки шли по трубопроводу «ПрикарпатЗападТранс» через швейцарскую Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева.

В октябре 2017 года «Роснефть» заключила десятилетний контракт на экспорт 30–50 млн тонн дизельного топлива с компанией ITC Industry Trading Company SA. (Швейцария), главой которой является владелец единственного на Украине нефтепродуктопровода, гражданин Германии Анатолий Шефер. Период поставки нефтепродуктов рассчитан на 10 лет с 1 января 2018 года с возможностью поставки переходящих объемов до 30 июня 2028 года включительно.

Роснефть будет поставлять ITC Industry Trading Company от 3 до 5 млн тонн в год дизельного топлива Евро-5.

Но в сентябре прошлого года монополия «Роснефти» была разрушена: компания ООО «Газпром нефтехим Салават», входящая в структуру «Газпрома», начала поставлять дизельное топливо на Украину. Покупателем дизельного топлива у «Газпром нефтехим Салават» выступает украинское дочернее предприятие Socar — «Торговый дом «Сокар Украина». Поставки идут через посредника LVK CENTRE LIMITED (Великобритания). Британский посредник, по данным реестра, принадлежит проживающей в Монако гражданке Финляндии Светлане Котиранате. Поставки газпромовского дизеля на Украину осуществляются железнодорожным транспортом.

И результат не заставил себя долго ждать. По итогам 9 месяцев 2018 года доля белорусских производителей в балансе украинского рынка ДТ сократилась с 43% до 35%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Этот объем заменили преимущественно трубопроводные поставки российского ресурса, доля которых выросла с 28% до 37%.

По данным Консалтинговой группы А-95, по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс» за 9 месяцев текущего года было поставлено 1734 тыс. тонн, что на 46% (546 тысяч тонн) больше, чем за такой же период 2017 года. Из этого объема через терминалы трубопровода на территории Украины было принято 1462 тысяч тонн, через терминал в Гомеле (Беларусь) с дальнейшей поставкой по ж/д через Черниговскую область — 272 тысяч тонн.

За 9 месяцев текущего года железнодорожные поставки российского дизтоплива через Харьковскую область составили 127,4 тысяч тонн. Как утверждается в исследовании «А-95», львиную долю этого объема импортирует ООО «Укрэнерджи».

Внутреннее же производство ДТ за три квартала 2018 года увеличилось на 3,2% (18 тысяч тонн) до 578 тысяч тонн. При этом его доля в общем балансе га год сократилась с 13% до 12%.

Снизилась доля ДТ производства НПЗ группы Orlen. Отгрузки с Мажейкяйского НПЗ (Литва) за этот период сократилась на 10%, а польские НПЗ группы полностью прекратили поставки на украинский рынок. За 9 месяцев Orlen отправил в Украину 305 тысяч тонн, что на 16% (59 тысяч тонн) меньше аналогичного периода 2017 года. Доля ДТ Orlen на украинском рынке за 9 месяцев сократилась с 9,8% до 7,3%, утверждают в «А-95».

Морские поставки по итогам трех кварталов обеспечили 8,2% баланса рынка против 8,7% за аналогичный период 2017 года. В абсолютных цифрах поставки выросли с 323 тысяч тонн до 341 тысяч тонн (+5,7%).

Армейское дизтопливо

По понятным причинам, к поставкам дизтоплива Министерству обороны Украины россияне не допускаются. Но без скандалов все равно не обходится. В начале года стало известно, что из 50 санитарных автомобилей «Богдан-2251», поставленных Министерством обороны в зону АТО, 25 пришлось ремонтировать или возвращать на завод. Корпорация «Богдан» объяснила проблемы с эксплуатацией использованием военными некачественного топлива и подтвердила это результатами экспертизы. И это не первый случай, когда военная техника выходила из строя по причине заправки некачественным топливом. В декабре 2017 г. волонтер на своей странице в Facebook сообщил, что заметно участились случаи выхода из строя армейских автомобилей в зоне проведения Антитеррористической операции.

«За этот месяц по АТО идет какой-то мор машин. Я не помню такого за все годы. Еще в 2015 г. армейским топливом можно было заправлять современные автомобили, сейчас на нынешней бодяге не хотят ездить даже архаичные представители автопрома. И самый дорогой ремонт — умирают от плохого топлива», — писал волонтер.

Согласно подписанным договорам, опубликованным в системе госзакупок Prozorro, в 2017 г. Минобороны Украины закупило 90 тысяч тонн ДТ. Основными поставщиками дизтоплива выступили компании группы «Трейд Коммодити» (62 тысяч тонн), WOG (18,4 тысяч тонн) и ОККО (9,4 тысяч тонн).

По предположению директора КГ «А-95» Сергея Куюна, основной поставщик армии «Трейд Коммодити» добавляет в дизельное топливо керосин и за счет семикратной разницы в акцизе, экономит на уплате налогов. Журналистские расследования указывали на поддержку «Трейд Коммодити» со стороны руководства фракции БПП, в частности депутата Александра Грановского.

Стратегическая зависимость

Тем временем на Украине наблюдается очередной виток повышения цен на автомобильное топливо: вслед за бензином, который растет с начала августа, с начала октября резко подскочило в цене дизтопливо.

Одним из крупнейших потребителей дизеля на Украине является монополист железнодорожных перевозок «Укрзализныця». В сутки УЗ потребляет 1 тыс. т дизельного топлива, а ее среднегодовые траты на приобретение ДТ составляют более 7 млрд грн. Более того, УЗ не менее половины топлива закупает не по фиксированной цене, а на основании формульного ценообразования, то есть по цене, соответствующей рыночной. И рост затрат на закупку дизельного топлива, разумеется, даст УЗ дополнительные аргументы в пользу дальнейшего повышения тарифа на грузоперевозки. А против этого выступают предприятия горно-металлургического комплекса, агротрейдеры, производители кондитерской продукции, которые будут вынуждены сокращать объемы экспорта.

На дизельном топливе работает вся сельскохозяйственная техника на Украин. И если нынешняя уборочная кампания, а также посев озимых подходят к концу, то при стоимости 40 грн/литр топлива во время весенней посевной кампании возникнут серьезные предпосылки для повышения цен на сельскохозяйственную продукцию.

Кроме того, ДТ является основным топливом для городского транспорта, а значит, повышение может «съесть» весь экономический эффект, на который рассчитывали киевские власти, повышая цены на проезд до 8 грн за поездку в столице.

«Действительно, импорт дизельного топлива из России вырос. Раньше больше возили из Беларуси, но сейчас немножко переиграли, и возят из РФ.

Но поймите, у нас политика — отдельно, а деньги — отдельно. И не надо обращать внимания на политическую болтовню, потому что дизельное топливо из России и Беларуси совокупно занимает львиную долю рынка, а дизтопливо в Беларуси делается из российской нефти. Но об этом не принято говорить, так что санкции против РФ — это все болтовня.

Украинскому же производителю мешает нарастить производство ДП нехватка нефти. Нефти собственной добычи нам хватает только на загрузку Кременчугского НПЗ, даже ему по большому счету этого мало. Но мы в последнее время начали завозить нефть из Азербайджана. И если из Азербайджана мы начнем заводить нефти в 5–20 раз больше, то это позволит Украине полностью отказаться от российского и белорусского дизтоплива», — сказал в комментарии Украина.ру экономист, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.