Запад против китайских кредитов бедным странам | Продолжение проекта «Русская Весна»

Запад против китайских кредитов бедным странам

США, Всемирный банк и МВФ воспротивились секретным кредитам Китая бедным странам.

Китай залил 10 миллиардами долларов (13 миллиардов сингапурских долларов) обремененный долгами Эквадор в последние шесть лет для энергетических и инфраструктурных проектов — это часть глобальных усилий Пекина по финансированию развития в бедных странах, богатых природными ресурсами.

Однако условия китайского финансирования на миллиарды долларов в Африке, Азии и Латинской Америке остаются по большей части в секрете. Например, в Эквадоре даже министр нефти не знает, какие требования привязаны к займам для его страны.

Покрытая завесой секретности многомиллиардная программа кредитования Китая для бедных стран, богатых природными ресурсами, вызывает негативную реакцию со стороны Соединенных Штатов, Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Они хотят, чтобы Пекин раскрыл больше информации о своих кредитах, они также хотят, чтобы получатели были более прозрачными в отношении их собственной финансовой ситуации, включая уровень задолженности.

Давление на Китай в отношении дополнительной прозрачности оказывается в момент, когда администрация Трампа вступила в противоборство с Пекином из-за того, что США называют недобросовестной торговой практикой.

Президент Дональд Трамп пригрозил ввести тарифы на китайский импорт стоимостью до 150 миллиардов долларов, одновременно жестко регулируя инвестиции страны в американские предприятия.

Обе страны объявили в субботу перемирие.

«Если вы спросите Китай о его требованиях, то вы их не найдете», — сказал в выступлении ранее в этом году г-н Дэвид Малпас, помощник министра финансов США по международным делам, относительно кредитов, выданных Венесуэле, которые были выражены в баррелях нефти.

Это непрозрачное кредитование «ослабляет заинтересованность получающих помощь правительств в улучшении их делового климата, структуры управления», — сказал г-н Малпас, и эти сделки «часто представляют собой долгосрочные контракты на экспорт сырья по ценам, выгодным для Китая, а не для экспортирующей страны».

Министр финансов Стивен Мнучин выразил обеспокоенность США на заседаниях МВФ в прошлом месяце (апреле) и во время конференции «большой двадцатки» в марте в отношении риска, что страны не смогут выплатить их китайские кредиты.

Г-н Мнучин, МВФ и Всемирный банк попросили Китай войти в Парижский клуб, группу кредиторов, специализирующуюся на кредитах правительствам и требующую от ее членов и их должников соблюдать нормы прозрачности. Китай на согласился, частично из-за обеспокоенности, что другие страны-члены будут влиять на двусторонние переговоры о реструктуризации задолженности, что может затронуть интересы Пекина.

Министерство иностранных дел Китая заявило в понедельник, что его экономическое сотрудничество с другими странами «всегда прозрачно и не имеет особых требований», добавив, что оно следует принципам «равенства, открытости, взаимного уважения, прозрачности и обоюдовыгодных результатов».

«Мы всегда соблюдаем рыночные законы и международные нормы. Мы всегда обращаем большое внимание на приемлемый уровень долга», — сказал журналистам в понедельник пресс-секретарь министерства Лу Кан.

«Мы надеемся, что страны, которых это касается, могут посмотреть на это объективно и потратить их время и энергию на внесение их вклада в развитие других стран, вместо того, чтобы делать безответственные высказывания относительно усилий других стран». МВФ опубликовал в марте программный документ, исследующий уровень государственного долга в развивающихся странах с низкими доходами, что воспринимается как критика предоставления кредитов Китаем, хотя эта страна в нем почти не упоминается.

В заявлении МВФ от 8 мая заострялось внимание на «критическом положении с задолженностью» 15 африканских стран, но не назвав Китай виновником этого. Администрация Трампа также нацелилась на отноешния Китая со Всемирным банком, в котором КНР остается получателем денег на развитие. США утверждают, что вторая крупнейшая экономика мира больше не нуждается в содействии со стороны стран-доноров, и рекомендует банку пересмотреть это соглашение и быстрее отключить Китай от своих программ.

Всемирный банк предоставил Китаю 2,47 миллиарда долларов США в прошлом году, это самая крупная сумма с 1998 года. В рамках соглашения в этом году с администрацией Трампа по увеличению капитала ВБ на 13 миллиардов долларов США банк согласился пересмотреть свои принципы свертывания деятельности, согласно одному должностному лицу банка. Эта кампания США отражает обеспокоенность в Вашингтоне, что расширяющаяся роль Пекина в развивающихся странах подорвет американское влияние — это опасение относится еще к периоду правления администрации Джорджа У. Буша.

В Стратегии национальной обороны администрации Трампа, опубликованной в январе, Китай обвиняется в попытке заполучить «право вето» на экономические решения других стран, также в ней прямо приводятся государственное инвестирование и кредиты как способ, которым Пекин затягивает латиноамериканские страны «в свою орбиту». Спор по поводу китайских кредитов на развитие является лишь одним фронтом в этом более широком экономическом конфликте с США, темой переговоров в Вашингтоне между китайским вице-премьером Лю Хэ и ведущими чиновниками администрации Трампа на прошлой неделе. Китай пообещал ответить симметрично на любые тарифы посредством введения собственных пошлин на американский экспорт.

Затраты Китая на заграничную инфраструктуру резко выросли, поддерживаемые его инициативой «Один пояс — один путь», объявленной в 2013 году. Китай обеспечил внешнюю финансовую поддержку в 354 миллиарда долларов США с 2000 по 2014 год, согласно AidData, исследовательской группе Колледжа Уильяма и Мэри, соперничая с 400 миллиардами долларов содействия развитию со стороны США в этот же период. С 2010 года ежегодный поток денег из Китая превышает финансирование из США, согласно этой группе. Но между помощью этих двух стран существует важная разница.

В то время как 93% финансовой поддержки США в этот период поступило в виде прямой помощи или кредитов, выданных на льготных условиях, менее четверти китайской помощи было предоставлено таким бразом, согласно AidData. «Эти кредиты являются проблемой», — сказал г-н Эдвин Труман, исследователь из Института мировой экономики Петерсона в Вашингтоне и бывший чиновник Министерства финансов США.

«Если у какой-либо страны начнутся проблемы или у нее будет просроченная задолженность, то Китай или страна-получатель могут не проинформировать об этом МВФ. А затем они окажутся в ситуации, когда будут просить о сокращении задолженности у МВФ». Россия получила больше китайского финансирования для развития, чем любая другая страна.

В других странах китайские деньги стоят за четырехполосной автомагистралью в Шри-Ланке, мостами в Анголе, шоссейными дорогами в Пакистане и железнодорожной компанией в Венесуэле. Китай часто требует активы государственного сектора в качестве обеспечения. Он не всегда предоставляет информацию о структуре своих кредитов или о том, что есть просроченная задолженность, согласно чиновнику МВФ.

Многие страны-получатели кредитов также не предоставляют данные об их задолженности и экономических показателях. Это означает, что рейтинговые агентства, международные кредитные учреждения и банки могут не заметить индикаторы риска, прежде чем какой-то стране потребуется финансовая помощь, сказал чиновник, говоривший на условиях анонимности. В случае с Эквадором, этой обремененной долгами страной, — с экономикой размером всего в 98 миллиардов долларов США — то она крайне нуждалась в деньгах, превысив установленный законом лимит заимствования в 40% ВВП в 2016 году.

Хотя китайский кредит для этой страны может быть выплачен со временем посредством экспорта нефти, министр нефти Карлос Перес не знает точные условия этого соглашения, что демонстрирует непрозрачность китайского долга. Эквадор обнародовал новые данные в четверг, показывающие, что он должен Китаю 7,3 миллиардов долларов США, хотя условия соглашения по-прежнему не ясны. «Это та область, в которой нет полноты власти, и лучшее, на что можно надеяться, так это на публичную огласку секретности китайских властей, пока они не станут более прозрачными», — сказал г-н Труман.

В Мьянме Китай согласился построить порт стоимостью 10 миллиардов долларов США в захолустном городке с населением 50000 человек у Бенгальского залива. Это предложение включает участие китайской государственной инвестиционной корпорации, которая предложила, чтобы ей отошла 70% доля в проекте. Однако правительство и центральный банк Мьянмы обеспокоены, что их экономике размером в 75 миллиардов долларов США, одной из самых маленьких в Юго-восточной Азии, будет трудно выплачивать ее долю задолженности. Китайские инфраструктурные кредиты могли бы стать выгодным делом для развивающихся стран, сказал г-н Малпас. Но это зависит от того, являются ли «требования справедливыми, а проекты основанными на рыночных принципах», добавил он.