Фракция КПРФ в Госдуме жестко выступила против приватизации госкомпаний | Продолжение проекта "Русская Весна"

Фракция КПРФ в Госдуме жестко выступила против приватизации госкомпаний

Сегодня, выступая на заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ, председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов заявил о категорическом несогласии коммунистов с приватизационными планами правительства и недопустимости утраты контроля государства за стратегически значимыми отраслями отечественной экономики.

Глава думского комитета отметил, что КПРФ всегда была решительным противником произошедшей в 1990-е годы огульной приватизации, которая обернулась для России гигантскими социально-экономическим потрясениями. В отличие от других политических сил коммунисты остаются убежденными сторонниками идеи сохранения значительной собственности в руках государства, так как она является необходимой основой экономического суверенитета и независимости страны. Эта позиция четко отражена в одном из десяти пунктов программы антикризисных мер, озвученной лидером КПРФ Г. А. Зюгановым на Орловском экономическом форуме в феврале этого года.


Сегодня правительством готовится новая волна массовой приватизации в стратегических отраслях экономики по аналогии с той, что состоялась в 1990-е годы. Уже подписана директива по приватизации Роснефти, готовятся решения по другим компаниям. В этой ситуации надо дать четкую оценку вероятным последствиям данного решения.


Приватизация в текущих условиях — это самый неудачный способ решения бюджетных проблем. Рыночная капитализация отечественных компаний уменьшилась за последние два года примерно в два-три раза. Так, капитализация «Роснефти» в пересчете на доллары упала с 85 до 45 млрд долл., «Башнефти» — с 12 до 6 млрд долл., «Аэрофлота» — с 2,5 до 1 млрд долл. При этом сегодня они стоят в полтора-два раза дешевле конкурентов из развивающихся стран. Это означает, что при продаже этих компаний бюджет недополучит более полутриллиона рублей. И страна снова вернется в 1990-е годы, когда госактивы распродавались фактически за копейки. Тогда, по данным Счетной палаты, только при приватизации предприятий ТЭКа государство недополучило более 2 трлн руб.


Но это будут далеко не все бюджетные потери. Государство сильно потеряет в дивидендных доходах. Сегодня государство как акционер ежегодно получает в виде дивидендов от компаний и банков, которые правительство намерено приватизировать, от 75 до 100 млрд руб. Продажа пакетов акций этих компаний долей участия приведет к тому, что государство в ближайшие пять лет недополучит в бюджет дивидендные доходы на сумму в 150–200 млрд руб.

Не стоит также забывать, что госкомпании сегодня остаются крупнейшими налогоплательщиками. На долю приватизируемых организаций приходится без малого четверть всех налоговых поступлений федерального бюджета. Выход государства из капитала крупнейших налогоплательщиков может привести также и к снижению налоговых поступлений бюджета.

При этом правительство старательно не замечает других способов финансирования бюджетных расходов. А они есть. Это и введение налога на валютные спекуляции на Московской бирже, и борьба с офшорами, и увеличение части прибыли, перечисляемой госкомпаниями и госкорпорациями в бюджет. Есть и успешный зарубежный опыт.

Так, в Великобритании в конце 1990-х годов лейбористы ввели компенсационный налог на приватизационные сделки, совершенные за 15 лет до этого, так называемый налог на «доходы, принесенные ветром», который пополнил государственную казну более чем на 5 млрд фунтов стерлингов.

Кроме того, все поступления от приватизации могут с лихвой заместить внутренние госзаимствования. При этом стоимость их обслуживания окажется существенно ниже, чем вероятные потери государства от поспешной продажи госсобственности.Приватизация не решает также задачи проведения структурных реформ в экономике. В условиях острой фазы экономического кризиса следует заниматься, как принято в мировой практике, не приватизацией, а национализацией проблемных активов, прежде всего, в стратегических отраслях. Смена собственности имеет значение, если есть гарантия повышения эффективности ее использования. Однако опыт 1990-х годов свидетельствует об обратном. По оценкам Счетной палаты РФ, в результате состоявшейся в России приватизации не удалось ни сформировать эффективный класс собственников, ни снизить совокупные издержки, ни резко повысить производительность труда.


Более того, сегодня многие госкомпании, особенно в таких ключевых отраслях, как оборонно-промышленный комплекс, энергетика, транспорт и инфраструктура, по показателям эффективности деятельности ни в чем не уступают, а подчас и превосходят частные компании. Так, «Роснефть» не менее эффективна, чем «Лукойл», ВТБ не менее, а может быть, и более эффективен, чем «Альфа-Банк», также как и «Аэрофлот», совершенно очевидно, более эффективен, чем обанкротившийся «Трансаэро».

 


Смена собственника может помешать также исполнению госкомпаниями социальных и публичных функций, например, по перевозке «РЖД» пассажиров в электричках или по перевозке «Аэрофлотом» пассажиров по минимальным тарифам на Дальний Восток, в Калининград или в Крым.
Помимо этого нет никаких гарантий, что новый собственник будет обеспечивать необходимые инвестиции в модернизацию производства, а не станет банально, как в начале 1990-х годов, выкачивать из предприятий средства, реализуя так называемые непрофильные активы.

Приходится с сожалением констатировать, что парламентарии сегодня полностью отстранены от участия в решении вопросов о целесообразности приватизации госсобственности. Это связано, в частности, с тем, что поступления от приватизации и перечень приватизируемых предприятий в настоящее время не утверждаются Законом о федеральном бюджете. Чтобы исправить эту ситуацию, следует добиться того, чтобы планируемая сумма приватизационных доходов и перечень стратегически значимых предприятий, намеченных к приватизации в очередном году, в обязательном порядке утверждались Законом о федеральном бюджете. Только так можно обеспечить парламентский контроль за крупнейшими приватизационными сделками и добиться их полноценного общественного обсуждения.

Президент РФ уже отреагировал на приватизационные планы правительства и обозначил требования к приватизационным сделкам. Это эффективность, прозрачность и запрет на участие в приватизации офшоров. Новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции. Фракция КПРФ предлагает на законодательном уровне закрепить требование о необходимости исключить участие офшорных компаний и подконтрольных им российских юрлиц в приватизации стратегически значимых предприятий.

С этой целью на прошлой неделе депутатами-коммунистами подготовлен и внесен в Государственную Думу соответствующий законопроект. Он призван повысить прозрачность приватизационных сделок и защитить наши стратегические предприятия от так называемых «недружественных поглощений» или, попросту говоря, рейдерства со стороны иностранных инвестфондов, которые практикуют спекулянты вроде Браудера.

С учетом ситуации в экономике первостепенное внимание правительства должно уделяться не приватизации крупнейших госкомпаний и банков, а предотвращению банкротства предприятий в стратегических отраслях. Прежде всего, это относится к расположенным в регионах градообразующим предприятиям, банкротство которых может нанести серьезный социальный и экономический ущерб не только региону, но и стране в целом.
Сегодня на региональном уровне наблюдается все больше признаков того, что крупные градообразующие предприятия могут быть закрыты, а люди оставлены без работы. В Воронежской области в такой непростой ситуации находится ряд крупных предприятий. В частности, от дефицита заказов со стороны государства в настоящий момент страдают предприятия авиастроительной и ракетно-космической отрасли. Чтобы не допустить перепрофилирования и сокращения сотен высококвалифицированных рабочих мест, важно сохранить данные предприятия в госсобственности, обеспечив проведение в их отношении активной промышленной политики.

На этом фоне приватизация таких стратегически значимых компаний как «Аэрофлот» и «Объединенная авиастроительная корпорация» может самым серьезным образом ударить по производственному, научно-техническому и кадровому потенциалу предприятий авиастроительной отрасли, так как способно привести к сокращению заказов на отечественную авиационную технику.

Более того, в условиях кризиса на Ближнем Востоке продажа «Объединенной авиастроительной корпорации», стоявшей в приватизационных планах на 2016 год, могла бы крайне негативно сказаться на национальной безопасности нашей страны. Учитывая недавнее принятие закона об участии в военно-техническом сотрудничестве и экспорте вооружений только полностью контролируемых государством предприятий, «ОАК» была бы исключена из числа экспортеров вооружений и военной техники.

В текущих условиях активная промышленная политика должна быть основана на повышении эффективности всех возможных инструментов, и прежде всего, эффективности использования государственной собственности. Именно госсобственность способна стать важным рычагом для развития промышленного производства в нашей стране. В этой связи не могут быть поддержаны нынешние приватизационные планы правительства.
Напомню, что на прошлой неделе в Госдуме прошло обстоятельное обсуждение всех аспектов приватизации с участием Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, Академии наук, независимых экспертов. И мнение всех участников обсуждения оказалось единодушным: сегодня в России нет никаких оснований для проведения крупномасштабной приватизации. Вместо принятия сиюминутных решений должен быть выстроена логика экономического курса, о чем на «круглом столе» говорил лидер КПРФ Г. А. Зюганов, апеллируя к экономическим успехам правительства Примакова-Маслюкова, и что в полной мере нашло отражение в нынешней партийной программе антикризисных мер.

Для этого необходимо повысить роль плановых начал в экономике, обеспечить на их основе подготовку инвестиционных и адресных госпрограмм, а также задействовать институт национализации, прежде всего в базовых отраслях промышленности, в качестве приоритетного инструмента антикризисной политики государства. Все это позволит создать предпосылки для проведения сбалансированной, эффективной и национально-ориентированной экономической политики.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS