Таляронок VS Аузан: Экономическое чудо от Папы Римского | Продолжение проекта "Русская Весна"

Таляронок VS Аузан: Экономическое чудо от Папы Римского

В старые времена философский камень, с помощью которого можно из любого сырья получать золото, искали алхимики.

С тех пор человечество набралось жизненного опыта, и алхимию признали лженаукой. Однако за поиски философского камня дружно взялись экономисты.

О том, что либеральную экономическую школу, по меньшей мере— на территории бывшего СССР, надо считать не научной школой, а псевдорелигиозной сектой, я писал неоднократно. Вместо того, чтобы предлагать практические решения, её поклонники упрямо формируют религию экономического чуда.

В прошлом году «Руснекст» опубликовал серию статей о культе сингапурского премьера Ли Куан Ю, на которого буквально молится либеральная публика. Вот чьей политике надо следовать, тогда мы мгновенно расцветём! — уверяют они.

Да, Сингапур при Ли Куан Ю совершил замечательный экономический рывок. Но что ж вы молчите, ребята, что ещё быстрее развивалась в те годы Южная Корея, которой правил диктатор Чон Ду Хван? Почему такая несправедливость при оценке заслуг?

Не потому ли, что на Ли Куан Ю можно попытаться надеть маску либерала и продать его достижения на рынке пропаганды как достижения своей секты? А господина Чон Ду Хвана, который тысячами гноил оппозиционеров в застенках, пока сам не оказался в пожизненном заключении, выдать за либерального правителя никак не получается.

Теперь в пантеон экономических чудотворцев, рядом с Ли Куан Ю, предлагается добавить Папу Римского. Нет, не здравствующего Франциска, а покойного Иоанна Двадцать Третьего.

Не кто-нибудь, сам декан экономического факультета МГУ Александр Аузан заявил следующее: «С католиками случилась интересная история. Второй Ватиканский собор 1962 года перетрактовал некоторые ценности, совершенно не меняя содержание католичества. А именно, — нищету перестали считать святой, труд — проклятием, богатство — предосудительным.

И вот, через 20-25 лет это начало приносить результат, и в 90-е годы ХХ века происходит экономическое оживление в Польше, «кельтское экономическое чудо» в Ирландии, подъём в южных регионах Германии.

Когда одного из немецких экономистов спросили, почему южные католические земли Германии развиваются лучше, чем те, где распространён протестантизм, он ответил: «Просто католики теперь больше протестанты, чем мы».

Дальнейшие рассуждения Аузана завершаются восхитительным по своей простоте выводом: «Если мы продолжаем считать, что нищета священна, а богатство предосудительно, то у нас будут какие угодно успехи, только не экономические».

Не знаю, последует ли вслед за этим предложение канонизировать Березовского. Но пока слова главного учителя российских экономистов следует понимать так: пусть Русская Православная церковь пересмотрит христианское отношение к богатству и бедности, как пересмотрели католики при Иоанне XXIII-м, и тут же наша экономика семимильными шагами устремится вперёд.

Вот он, искомый золотой ключик!

Иногда оторопь берёт, что делает с человеческим разумом либеральный культ! Александр Александрович Аузан — талантливый человек, с большим багажом знаний, а такое загнул. Не знаю даже, как это назвать... Тут прожженный атеист поверит в беса, который нашёптывает в ухо и способен даже декана из МГУ ввести в интеллектуальный искус.

Но — в сторону тайноведение, обратимся к осязаемым фактам.

Мнение о том, что протестантская реформа западного христианства стала двигателем прогресса, не новость. Как изменение религиозного сознания стимулировало дух предприимчивости, Вебер больше века назад писал. Однако не всё так гладко, как написано на бумаге.

Реформация, отколовшая от католического мира протестантские страны, когда приключилась? Правильно, в начале шестнадцатого века. Но, вплоть до начала века девятнадцатого, среди богатейших регионов Европы преобладали не протестантские, а католические — Франция, северная Италия и Фландрия (нынешняя Бельгия).

Всё это время с ними соседствовала только реформатская Голландия. Лишь к концу описываемого периода в группу лидеров ворвалась, растолкав соперников, Англия. Кстати, наименее протестантская, наиболее консервативная из всех переживших Реформацию стран.

Только к концу девятнадцатого века установился перевес протестантов над католиками: Великобритания заметно обогнала Францию, а Германия — Австрию, не говоря уже об Италии. То есть произошёл этот переворот сравнительно недавно, почти на четыре века позже проповедей Лютера и Кальвина.

Но нам-то предлагают принять экономическое превосходство протестантизма над католицизмом (классическим, не поправленным на Втором Ватиканском соборе) как константу, как вечное и неизменное явление. А оно за 500 лет, прошедших после Реформации, проявилось лишь на относительно коротком временном отрезке, заняв чуть больше столетия.

Восторженные поклонники протестантской этики могут возразить, что изменения в религиозном мировоззрении материальную жизнь затрагивают не сразу. Сначала постепенно меняются культурные ценности, потом привычки, быт людей, и только потом эти незаметные глазу перемены достигают критической массы и проявляются в экономике. С этим доводом нельзя не согласиться.

Но позвольте, если Реформация, которая потрясла основы католического мира, изменив и всю структуру церкви, и всю сопутствующую ей богословскую литературу, и весь внешний обряд, оказалась такой медлительной, если вот этому революционному сдвигу в религии понадобилось 300-400 лет, чтобы воплотиться в экономических переменах, как же скромное решение Второго Ватиканского собора смогло превратиться в экономический локомотив уже при жизни одного поколения?

Бывают теоретики, которые строят замки своих гипотез на песке. Но в случае с Аузаном и песка никакого нет — вся логическая конструкция просто висит в воздухе.

Второй Ватиканский собор, состоявшийся в 1962 году, принял огромный массив документов: 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. Только одна из так называемых конституций — «Gaudium et Spes» («Радость и Надежда») — содержит, среди многих прочих, всего одну главу об экономике, и в этой главе всего несколько строк, очень обтекаемо, в дипломатических выражениях, реабилитирующих богатство.

Вот пусть ответит декан экономического факультета, как несколько строк на латыни, которые и специалисту в кипе документов Второго Ватиканского собора трудно сыскать, могли за каких-нибудь 20-25 лет обеспечить «кельтское экономическое чудо» в Ирландии? Как они повлияли на все остальные перемены, случившиеся на экономической карте Европы?

Положите на одну чашу весов эти скупые строчки, а на другую Евангелие с общеизвестной притчей о богатом юноше (тем самым, которому Иисус про игольное ушко разъяснял). Что потяжелее будет? А все богословские труды за предыдущие века? А вся сочувствующая бедным литература католических стран, от Эмиля Золя до Жоржи Амаду? А все семейные традиции, усвоенные из поколения в поколение? Это же океан по сравнению с маленькой щепочкой ватиканской формулировки! Как эта щепочка могла изменить океан?

Максимум, для чего она могла пригодиться, — облегчить диалог католического епископата с богатыми спонсорами. Но изменить менталитет целых народов, тем более повлиять на темпы их экономического развития, не могла никоим образом.

А Вы, господа, предлагаете нам в России (на Украине, в Белоруссии и т.д.) учинить религиозную реформацию, как минимум — заставить Православную Церковь переписать Евангелие, и сразу в обмен обещаете экономическое чудо? Вот так прямо, при нашей жизни?

Вы хотя бы, с оглядкой на европейскую историю, признайте, что после такой реформации ждать надо минимум лет триста. Ни нам, ни правнукам нашим не дождаться.

Да и далёким потомкам успешный результат никто не гарантирует. Скорее наоборот, я бы побился об заклад, что отказ от русского традиционного отношения к богатству обернётся в православном мире не ростом, а упадком.

А почему это так? И почему всё-таки католические страны Европы сейчас догоняют и обгоняют протестантских лидеров? Почему так популярна теория, которую озвучил Аузан? Ко всему этому мы вернёмся в ближайшие дни на сайте «Руснекст».

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS