Кто на нас с Менделеевым? — Захар Прилепин | Продолжение проекта "Русская Весна"

Кто на нас с Менделеевым? — Захар Прилепин

В этом году исполняется 110 лет со времени появления одной публицистической работы, которую мало кто читал, и при этом многие на неё чуть что — ссылаются.

В следующем году будет 120 лет со времени проведения первой общероссийской переписи.

Две этих даты, на самом деле, связаны.

Один и тот же довод возникает из года в год в горячих исторических спорах, и довод этот порядком поднадоел. Можно уже где-нибудь, на самом видном месте, раз и навсегда написать, что использование этого довода неразумно?

Речь идёт о прогнозе великого учёного Дмитрия Ивановича Менделеева, сделанном им в работе «К познанию России» (1906-й год). Данные, полученные в результате первой общероссийской переписи 1897 года, Менделеев экстраполировал на будущее. При сохранении зафиксированных тогда темпов рождаемости, в 2000 году на территории России, согласно простейшим расчётам, должно было жить 594, 3 млн. человек.

Увы, Менделеев, что называется, «добросовестно ошибался». Он и предположить не мог… нет, не масштаба репрессий и войн. Он не мог предвидеть общеевропейских процессов урбанизации и связанного с этими процессами резкого снижения рождаемости (в городе гораздо меньше места для проживания, не говоря о других разнообразных факторах: расширении социальных возможностей, появлении всевозможных способов предохранения от беременности или прерывания её и т. п., и т. д.).

Естественный прирост в царской России накануне Первой мировой составлял 1, 67%. Взяв его за основу, антисоветские демографы не досчитались к моменту смерти Сталина в 1953 году 100 миллионов человек в России и, ничтоже сумняшеся, объявили, что всех их погубила советская тирания: «А вот у Менделеева спросите!». На поверку ситуация оказалась куда любопытнее.

Ежегодный прирост населения в России с 1917 по 1959 год составил 0,60%. В тот же самый период прирост населения в Англии составил 0,46%, а во Франции — 0,41%.

Ежегодный прирост населения в России с 1917 по 1959 год составил 0,60%. В то же время в Англии — 0,46%, во Франции — 0,41%. Если неверные расчёты Менделеева применить к этим странам, то получается, что там заправляли ещё более кровавые большевики — иначе куда девалось их население, которого должно было народиться намного больше?

То есть, если неверные расчёты Менделеева применить к этим странам, то получается, что там заправляли ещё более кровавые большевики — иначе куда девалось их население, которого должно было народиться во много раз больше. Историк Игорь Пыхалов остроумно подметил, что если ту же систему пересчётов применить к Финляндии (вышедшей из состава России, напомним, после революции 1917-го), то получится, что финны истребили почти 2 млн. собственного населения. Но если искать этих якобы истреблённых людей, они не обнаружатся!

30 тысяч погибли в Финляндии в ходе их собственной Гражданской войны. Финские белогвардейцы истребили в концлагерях 12 тысяч финских коммунистов и сочувствующих (и у нас было бы то же самое, но в геометрической прогрессии, однако у нас победили красные), советско-финская война обошлась им в 25 тысяч человек, участие во Второй мировой на стороне Гитлера — в 82 тысячи… И где два миллиона? Да нигде, их просто не родили.

Умножьте эти «два миллиона» на всю Советскую Россию — и увидите тот же самый дикий результат. Десятки миллионов советских людей вульгарные антисоветчики огульно записали в жертвы, в то время как этих людей просто не было.

… Нынче в России набирает оборот очередная предвыборная кампания. Вот увидите, вернее, услышите: довод про Менделеева всплывёт в ближайшие месяцы не один раз. Этим доводом будут затыкать оппонентам глотку: «А где-е-е-е пятьсот миллионов населения, про которые писал великий Менделеев?!»

Да нигде.

Всякий раз, когда будете слышать подобную ссылку на «нас с Менделеевым», можете смело считать, что говорящий это либо осознанно лжёт, либо он плохо образован. Либо и первое, и второе вместе.

Разницы, впрочем, никакой.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS