СССР проиграл имиджевую гонку США и в результате борьбу за сердца людей | Продолжение проекта "Русская Весна"

СССР проиграл имиджевую гонку США и в результате борьбу за сердца людей

Идейное поражение Советского Союза американской мечтой оказалось вполне закономерным. СССР проиграл имиджевую гонку США и в результате борьбу за сердца людей. В чем же секрет Голливуда и кока-колы?

Последние пару десятилетий популярной стала мысль, что СССР проиграл не США, он проиграл джинсам, кока-коле и Голливуду. Есть в этом глубокая сермяга — и советские элиты, и советский народ в массе своей оказались очарованы, если не сказать соблазнены, ярким и привлекательным образом Запада, что в конечном итоге привело к катастрофическим последствиям для страны.

Из этого наблюдения чаще всего делается вывод о необходимости перехватывания у Штатов их же оружия и использования в свою пользу: Россия должна создать собственный привлекательный образ в глазах мира и использовать его как мягкую силу для геополитической борьбы на мировой арене, привлекая к себе симпатии разных государств и народов.

Более того, в этом направлении предпринимаются активные усилия. Правда, ведутся бурные споры, насколько верно выбрано направление работы. Сейчас Россия формально делает ставку на масштабные дорогостоящие проекты, которые позволяют обеспечить массированное внимание и позитивный эффект.

Примеров за последние годы накопилось уже немало: Олимпиада (впереди Мундиаль-2018), концерт в освобожденной Пальмире, крупные ежегодные мероприятия, во главе которых, безусловно, Петербургский международный экономический форум. В медиасфере холдинг RT успешно вторгся в список популярнейших мировых новостных СМИ и в ряде западных стран всерьез воспринимается как угроза национальной безопасности.

Не отрицая полезность и важность данной работы, хочется заметить, что за ней скрываются куда более значимые и масштабные процессы, которые недооцениваются, а многими просто не замечаются.

В чем секрет Голливуда и кока-колы как мягкой силы США? В том, что они были созданы и долгое время работали исключительно для американцев.

В этом главный смысл: продукты мягкой силы, которые помогли США очаровать мир, первоначально создавались для внутреннего употребления. Они сначала завоевали любовь американцев, а потом уже двинулись на покорение мира.

Возможно, именно в этом главная причина того, почему СССР проиграл имиджевую гонку США и в результате борьбу за сердца людей. Во-первых, действительно замечательные идеи, предлагавшиеся Советским Союзом миру, упаковывались в куда менее привлекательную обертку, нежели это делали американцы.

А во-вторых (и это реальная трагедия), вся советская система была построена на принципе: на внешний рынок товар лицом, а свои — обойдутся. Это касалось и сервиса, и развлечений, и почти любой другой сферы. В результате в этом проявлялось (и считывалось всеми) не только лицемерие позднесоветской системы, но и явственное пренебрежение собственным народом, который заведомо ставился на более низкую ступеньку по сравнению с «цивилизованным миром».

А с таким подходом завоевать сердца людей мира крайне затруднительно. Так что идейное поражение Советского Союза американской мечтой оказалось вполне закономерным.

Тем интереснее процессы, что происходят в современной России. А происходит то, что ныне именно граждане страны являются главной аудиторией и целью масштабных и крупнобюджетных проектов, нацеленных на ее покорение. Это касается и бизнеса, и государства, и общественной деятельности.

Более 20 лет пребывания в геополитической тени неожиданно обернулись весьма положительным феноменом: Россия сосредоточилась на себе и начала создавать продукты, которые должны нравиться в первую очередь ей самой.

Парады на День Победы, бесчисленные фестивали, ставшие давно привычными праздники на День города, строительство океанариумов, парков развлечений, благоустройство городов, трансляции танкового биатлона по ТВ…

К отечественному телевидению можно предъявить множество претензий, но в чем ему не откажешь, так это в крупнобюджетности. На экране мелькают набившие оскомину лица и имена, но антураж сделан и новейшие технологии использованы на все выделенные бешеные миллионы бюджета. И все это в конечном итоге предназначается для миллионов рядовых зрителей.

Все уже привыкли, что строительство моста в Крым сопровождается дорогостоящей и высокопрофессиональной информационной кампанией. Ведутся аккаунты в соцсетях, снимаются красивые ролики. Но как-то упускается из виду, что делается это чисто для внутреннего употребления, для россиян.

Россия едва ли не впервые в своей истории начала «делать красиво» для себя, причем не для избранных, а для самых широких масс. Она начала себя радовать, развлекать и создавать для себя самое лучше.

И, как и в случае с США, вдруг обнаружилось, что классные вещи, созданные в России для России, очаровывают людей по всему миру.

Самым ярким — хотя и далеко не единственным — примером, наверное, является мультсериал «Маша и Медведь». Мультик, созданный для российских детей, с подчеркнуто отечественной спецификой, неожиданно завоевал любовь людей в огромном количестве стран.

И можно поспорить, что оказывает больший пропагандистский эффект на мировое общественное мнение — круглосуточная глобальная медиасеть RT или нарисованная девочка в сарафане, платочке и кедиках.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS