Люди и покемоны: кто кого дрессирует | Продолжение проекта «Русская Весна»

Люди и покемоны: кто кого дрессирует

Последние несколько недель мир переживает флэшмоб масштабов, которых, кажется, до сих пор не случалось. Речь идёт о бьющей все рекорды популярности игре Pokemon GO, которая, как понятно из названия, зиждется на покемонах и ходьбе.

Среди читателей этого текста наверняка существует большое количество лиц, которые с трудом представляют: что это за покемоны такие, по какой причине десятки миллионов людей в мире разом сошли с ума — и, самое главное, зачем этой теме уделять хоть какое-нибудь внимание.

Pokemon, от англ. «pocket monster» - «карманный монстр», - сверхпопулярная медиафраншиза, созданная в Японии в 1996 году. Предельно упрощенный игровой механизм таков: существуют несколько сотен разновидностей покемонов, покемоны обладают индивидуальными сверхъестественными способностями, игроки-тренеры ловят покемонов и тренируют для сражений с покемонами других тренеров. По мотивам игр существует цикл мультфильмов, пользующийся колоссальным успехом в мире, а также комиксы, карточные игры и масса других направлений индустрии развлечений.

До последнего момента у покемонов была своя, пусть обширная, но замкнутая нишевая аудитория. Однако 6 июля в массы вышла очередная покемон-игра, максимально использующая весь потенциал глобального оснащения мобильными телефонами и планшетами.

Особенностью Pokémon Go является наложение виртуальных образов покемонов на изображение реального мира. В то время как игрок передвигается в реальном мире, его альтер-эго синхронно — благодаря GPS и другим системам геопозиционирования — путешествует по игровой вселенной. Если рядом находится покемон, игра сообщает об этом и предлагает отыскать его, пользуясь камерой смартфона или планшета.

Изображение покемона накладывается на картинку окружающего мира, полученную с камеры.

Встретив покемона, игрок должен его поймать, бросив виртуальную ловушку. При успешной охоте покемон переходит в коллекцию игрока, и тот получает внутриигровые валюты.

Другой способ получить покемонов — купить их яйца и инкубатор, в котором вырастить существо. Вид покемона при этом зависит от преодоленного за раз реального расстояния: чем больше игрок проходит пешком, от двух до десяти километров (передвижение транспортом не учитывается, так как игра оценивает скорость реального перемещения), тем покемон вылупится сильнее.

Как отмечено в рекламных проспектах и Википедии, таким образом игра побуждает путешествовать по улицам для поисков и охоты покемонов, выходить из дома и общаться с другими игроками. Тем самым, по словам создателей и рекламных агентов, преодолеваются распространенные проблемы молодежи: сидячий образ жизни и асоциальность в реальном мире.

На практике это выглядит так: толпы народа (по последним данным, приложение вот-вот сравнится по частоте использования с Twitter) бродят по планете в поисках покемонов, забредая в самые странные места. Известия о том, что покемонов обнаружили в Освенциме, что увлёкшаяся охотой девушка не заметила опасности и попала под машину, а некий француз забрёл на территорию военной базы, — стали привычным элементом новостных лент. В Сети — в том числе и в российском сегменте — уже публикуются предложения работы тренерам покемонов.

Точный охват аудитории неизвестен — он динамично увеличивается по мере официального выхода игры в новых странах, — но можно быть уверенным, что он составляет десятки миллионов человек, как минимум.

Над этим массовым психозом можно смеяться, можно негодовать, можно опасаться, — ряд общественных и политических деятелей уже заявил о необходимости запрета ловли покемонов в храмах, — но большинство обозревателей почему-то не считают необходимым комментировать саму суть проблемы.

То, что мировоззрение большинства представителей человечества так или иначе подчиняется рамкам и векторам, которые задаются искусственно, секретом не является уже давно. Аналогично общеизвестен высокий уровень контроля над тем, чем живёт среднестатистический обыватель: какие сайты посещает, какие новости более эффективно им усваиваются, на что он склонен тратить деньги и т. д.

Pokemon Go работает в той же парадигме, но на этот раз речь идёт о конкретной и, до последнего момента, не решённой задаче. А именно — Pokemon Go демонстрирует, как заставить миллионы людей синхронно и бездумно двигаться в нужные точки пространства без использования агитаторов в Twitter или Facebook.

Достаточно создать условия, — например, организовать «утечку» информации о том, что в некоей точке пространства водятся особо редкие и особо доступные покемоны, — как туда устремится большое количество людей. Как это недавно случилось в парке Нью-Йорка, где появился Вапореон, один из редчайших покемонов на сегодня.

Понятно, что использовать это можно по-разному. Из крайне пессимистических идей: теперь вовсе необязательно закладывать взрывчатку в месте, где много людей и потому существует строгая система охраны. Создать толпу нужного размера отныне можно где угодно, достаточно соответствующих технических навыков. Можно резко увеличить количество людей на митинге. Или направить толпу на режимный объект, отвлекая службы безопасности. Можно перегрузить остановку или станцию метро. Или блокировать перекрёсток. На что хватит фантазии.

Забавно, что на продемонстрированном Pokemon Go механизме контроля социума уже завелись свои «паразиты». В западных соцсетях можно найти реплики о том, что уголовники, промышляющие мелким грабежом и отъёмом мобильных телефонов, начали использовать приложение в собственных интересах. Поскольку одной из целей игры является исследование малоизвестных мест собственного города, достаточно занять позицию в локации с покемонами и ждать, пока в это место забредёт какой-нибудь охотник за монстрами, по умолчанию обладающий ценными ресурсами вроде мобильного телефона или планшета.

Люди и покемоны: кто кого дрессирует | Продолжение проекта «Русская Весна»
Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS