Цугцванг: Украина отказалась утверждать нового посла России | Продолжение проекта «Русская Весна»

Цугцванг: Украина отказалась утверждать нового посла России

ЦУГЦВАНГ — положение в шахматной партии, необходимость сделать очередной ход, ведущий к ухудшению позиции, к проигрышу.

Толковый словарь иноязычных слов

Киев не захотел утверждать агреман о назначении предложенного МИД России и утверждённого Государственной Думой посла в Киеве, сообщает РИА Новости. Новым послом, после освобождения от обязанностей посла на Украине Михаила Зурабова, должен был стать Михаил Бабич. Данную информацию сообщила заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль. По её словам, вопрос о назначении нового посла для Украины был просто «снят с повестки дня».

Экспертные оценки

Алексей Анпилогов: Однозначно можно сказать, что Украина не принимает нового российского. И речь идёт речь не о самом факте приёма или не приёма посла, а о той нарочито похабной и оскорбительной для России процедуре отказа, которая сейчас наблюдается. Моё недолгое общение с миром дипломатии закончилось интересным выводом: дипломат никогда не говорит «нет». Из старого анекдота известно, что дипломат говорит «может быть», «скорее всего», но императивы «да» и «нет» для дипломатии под запретом. И такого рода поведение по отношению к официальному представителю другого государства, а посол по факту является олицетворением России на Украине, может быть применено только в случае либо предвоенной ситуации, либо же войны между двумя государствами, когда посол может быть выслан за некую подрывную деятельность на территории противника и так далее, и тому подобное.

Украина изобрела состояние не только странной войны с Россией, но ещё и совершенно парадоксальной дипломатии. По логике, следующим ожидаемым актом после отказа принять посла является объявление войны. Но, с моей точки зрения, Украина никакой войны России объявлять не собирается. Данная ситуация используется украинскими политиками и СМИ исключительно для оболванивания собственного электората. Посол Бабич просто оказался очередным удобным информповодом для нового штриха в образе России как врага.

Весь украинский истеблишмент, все СМИ кричат, вопят, заходятся в истерике касательно взаимоотношений с РФ, утверждая, что Украина ведёт кровавую бескомпромиссную войну с Россией, которая вторглась уже до Киева. Почему до Киева? А как я и предсказывал, в достаточно обыденном убийстве журналиста Шеремета, причиной которого, скорее всего, была его профессиональная или экономическая деятельность, никак не связанная с Россией, найдут московский след. Об этом уже заявляют украинские спикеры государственного уровня, например, Зорян Шкиряк. Украина попала в очень пагубную психологическую зависимость от состояния своих взаимоотношений с РФ. Безусловно, эти взаимоотношения явно испытывают не лучший период в своей истории, но говорить о том, что России воюет с Украиной всё-таки является откровенной ложью.

Наоборот, Российская Федерация достаточно долго пытается уйти от решения украинского конфликта именно силовым путём, стараясь свести всё к мирным соглашениям, которые направлены на некое переформатирование Украины.

Да, можно критиковать РФ за форму тех же минских соглашений, за то, что фактически не была обеспечена безопасность жителей Донбасса. Но по отношению к Украине эти соглашения являются наилучшим вариантом.

Проблема, что Украина живёт в плену собственных фантомов. При этом все эти фантомы «войны с Россией» разбиваются о реальность, когда выясняется, что Украина по-прежнему зависит от РФ по поставкам электроэнергии, что Украина требует от «Газпрома» неких эфемерных денег за продолжение транзита, который сократился, в том числе из-за действий самой Украины. Украина продолжает бредить возвратом территорий и контрибуциями, которые обычно следуют после выигранной войны. И новый штрих в малосвязанном украинском бреде лишь прибавляет листов в истории болезни эфемерной «войны с Россией».

В отличие от XVIII или даже XIX века, фигура посла не является единственным связывающим фактором между государствами. Существует масса других вариантов, начиная от торгового представительства, временного поверенного, консульского отдела, заканчивая взаимоотношениями на уровне общественных организаций, коммерческих структур. Да, конечно, сама по себе фигура посла важна с точки зрения прямых взаимоотношений между правительствами и государствами. Но Украина сама максимально заморозила такого рода взаимоотношения. В данном случае фигура посла отчасти декоративна, что показала в последние годы деятельность Михаила Зурабова, который достаточно мало времени проводил в Киеве. Безусловно, есть прямое общение между высшими должностными лицами Украины и России.

И ещё нужно учитывать один прискорбный факт: большая часть украинских внешнеполитических решений принимается фактически по прямому указанию из Вашингтона или же из американского посольства. Поэтому частым способом решения украинских вопросов был звонок не в Киев, а в Вашингтон.

И этот вариант решения русско-украинских проблем, к сожалению, будет всё более и более востребован в ситуации, когда новый российский посол так и не получил одобрения, и уровень российско-украинских отношений будет находиться на беспрецедентно низкой отметке. Но это исключительно выбор самой Украины, и нормализация взаимоотношений, скорее всего, будет, в первую очередь, заботой украинского правительства. Возможно, не нынешнего, а следующего, которое с неизбежностью заменит нынешнее правительств национальной деградации. Другой вопрос, насколько пророссийским или хотя бы не настолько антироссийским будет новое руководство Украины.

Что касается эскалации боевых действий на Донбассе, то эта возможность всё время рассматривается. Проблема, что она рассматривается не только военным ведомством Украины, в обязанность которого входят такого рода планы. А вот то, что украинские политики не мыслят другого варианта — и печально, и тревожно.

Я уже много раз говорил и писал, что в Киеве отсутствует партия мира. Существует только две партии: либо быстрой зачистки Донбасса, либо медленного его удушения.

Между этими вариантами и осуществляется весь внутриполитический выбор. Безусловно, молодые республики Донбасса будет сопротивляться такому развитию событий. И Россия сейчас гораздо более подготовлена с военной и политической точки зрения к негативному сценарию. Не хочу быть плохим пророком или, скажем так, хреновым прогнозистом, но скорее всего действия РФ в случае обострения в Донбассе будут гораздо решительнее, чем в 2014-м или в 2015 году, просто в силу того, что после двухлетнего периода «Минска» вариант мирного решения вопроса гораздо более маловероятен, чем силовое решение, способное, по крайней мере, отодвинуть линию фронта от окраины спальных районов Донецка или других крупных городов Донбасса.

Ситуация напоминает шахматный цугцванг. Россия по-прежнему может ждать, точно также как США, которые фактически оставили Украину на голодном пайке. А вот Украина ждать не может. Киев будет играть на обострение, но оно для самой украинской державы не может закончиться внешнеполитической победой над РФ, а скорее чревато следующим, ещё более жестоким кризисом и развитием сюжета по деструктивному сценарию. А вот где пройдут следующие линии разлома в, казалось бы, едином украинском государстве — сейчас никто не скажет. Но центробежные тенденции продолжают разрывать Украину на части. И вокруг этого состояния и происходит большинство внутри- и внешнеполитических манёвров украинского руководства.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS