Дабы не наступила тьма | Продолжение проекта «Русская Весна»

Дабы не наступила тьма

Человеческое общество легко сходит с ума, погнавшись за очередной модой. Раньше бедные алкоголики при приступе «белой горячки» ловили чертиков и безобидных белочек. Ныне же вполне трезвые люди ищут покемонов, при этом мешая жить нормальным обывателям. Наши предки говаривали, что собака бесится с жиру. Группки мажоров рыщут в поисках идиотических существ, вместо обычной работы или чтения книги.

Оглупление разворачивается во все больших и больших масштабах. На этом фоне любители покемонщины спокойно рассуждают, например, о русской истории, об императоре Николае Втором, о жизни в России до 1917 года, причем абсолютно безграмотно и безапелляционно, полагая, что до пришествия демократического Февраля над Империей пласталась веками сугубая тьма.

Однако, не совсем справедливо обвинять господ-покемоноловов во всех грехах, ибо они сами — жертвы, жертвы реформ образования, когда из несчастных школьников и студентов стараются выбить остатки самостоятельного мышления и хоть какие-то начатки серьезных знаний. Да и добротное исследование, книгу, посвященную русской истории, скажем, о периоде царствования государя Николая Александровича, достать сверхсложно. На книжном рынке доминируют попсовые книжонки, где плещется ненависть к императору и стране. Любой ценой стараются не допустить прозрения русских людей. Не спасают и учебники. В них главенствуют: либо либеральщина, либо традиционные советские трактовки, где факты заменены мнениями, да и мнения искусственно искажаются.

Но вот свершилось чудо. Мне в руки попал изумительный по языку, стилю, исследовательской честности труд. Да и к тому же изобилующий фактами без прикрас и ссылками на беспристрастные научные работы. Борис Глебович Галенин в 2014 году выпустил книгу «Царская школа. Государь Николай II и имперское русское образование». Тираж, жаль, что маловат, но при засухе и маленький дождик — благо.

Борису Галенину удалось невероятное — нанести удар по лжи в отношении образования при Николае Александровиче и, конечно, спокойно, без истерики, разоблачить клевету на последнего русского царя.

В России начала XX столетия существовала великолепная система образования, поддерживаемая государством. Причем начальная, средняя и высшая школа оказывались в рамках единого пути совершенствования человека как личности. Профессиональная школа же готовила специалистов с высочайшим уровнем компетенции, который ныне не достижим. Список вузов, открытых при Николае II говорит о желании властей приблизить образование этого уровня к провинции, к людям. На фоне постоянно публикующихся проскрипционных списков учебных заведений, закрываемых по воле минобраза РФ в XXI веке, стягивании студентов в крупные центры-мегаполисы, обездоливании местных интеллектуалов, право необходимо рассуждать о прогрессивном царе и мракобесии российской демократии.

При воспоминании о том, что министр образования РФ (теперь бывший) господин Фурсенко ставил задачей следующее: «Надо воспитывать грамотного потребителя, а не творческую личность», невольно выхватываются из книги Галенина слова государя: «Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине.
Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».

Контраст разителен. Не отсюда ли и проистекает огромное различие между выучениками той царской школы и школы, так сказать, современной. Галенин верно подмечает, что «советское экономическое чудо» при Сталине и прорыв в космос подготовили выходцы из дореволюционных учебных заведений или, на худой конец, ученые, обучавшиеся, в свое время, у мэтров «старой закалки».

Как только начали сходить с исторической арены поколения, получившие образование до 1917 года, что и произошло в 60-е гг. XX вв., затормозилось развитие науки в СССР. Дальше образование и научные разработки делались на основе «сталинской школы», которая чрезвычайно схожа с «николаевской». Как только иссяк этот импульс, мы скатились к тому, что имеем ныне перед глазами. «Царская школа» открывала пути интеллектуалам, а школа Российской Федерации — потребителю. Какой уж тут космос, господа-товарищи?! При запросах на айфон…

Кстати, благосостояние учителя и профессора при Николае Александровиче достигло наивысшего уровня в истории российского образования. Плох или хорош И. В. Сталин, об этом здесь нет места говорить, как и о репрессиях и прочем, но при нем по тому же благосостоянию школьные и вузовские кадры приблизились к дореволюционному времени. После прихода Н. С. Хрущева падают и зарплаты, убираются и значительные льготы. Учительство теряет свою популярность. А школа обретает «женское лицо». Мужчины из-за низких зарплат постепенно уходят из школы. Причем данный процесс постоянно двигался в одном направлении — школа теряла мужское начало. На первый взгляд, это может показаться чем-то естественным и не очень опасным. Но лучше поработайте в школе и тогда поймете, как важен мужчина-учитель для воспитательного процесса не только мальчиков, но и девочек.

Все ли было благополучно в «царской школе»? Да нет же!

Проникновение либеральщины в школу развращало ее. А «западники» и либералы пробирались к ученикам через земские школы. Поэтому-то и принято хвалить земскую школу и ругать напропалую церковно-приходскую. Последняя школа оболгана, хотя давала результаты не слабее, чем земская, а в плане воспитания и сильнее. Земская школа всеми силами старалась избавиться от церковно-славянского языка и сокращала часы на «Закон Божий», как предмет. Но церковно-славянский язык — фундамент нашей культуры, а без «Закона Божия» ученик, автоматически, выпадает из традиции. И хорошо, если сие компенсирует семья, а если не сможет? Последствия сказываются незамедлительно и носят катастрофический характер. Революции не свершаются за один день или даже год. К ним поколения приуготавливают…

Об этом и многом ином вы сможете прочитать у Б. Г. Галенина. Книга актуальна для России, застывшей в междумирье капитализма.

Интеллектуальная порядочность Бориса Галенина позволит любому думающему человеку осознать важность наследия «царской школы» для нас, живущих в 2016 году.

Когда идешь по проходу в пещере и упираешься в тупик, то логично не пробивать камень лбом, а повернуть назад — к выходу, к свету, к солнечному дню, и ни ждать пока не погаснет факел, и не наступит тьма…

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS