Второе пришествие космонавтики (ВИДЕО)

Второе пришествие космонавтики (ВИДЕО) | Продолжение проекта «Русская Весна»

Вот честно — мне абсолютно все равно полетит корабль американского миллиардера к Марсу в 2020 году или нет. Или в 2023-ем? Или в 2025-ом? 

НАСА со всей своей бюджетной мощью первый марсианский полет осторожно планирует на 2030-ый год. Мы в этом же самом 2030-м в лучшем случае начнем счищать лунную пыль со своих скафандров. А Маск, понимаете, бежит впереди государственных космолетов…

И вот этим он важен человечеству даже при условии, что его прожекты не будут полностью осуществлены. Он — раздражитель, он провокатор, он — человек, который не дает зарасти ряской рутины нашему космическому болоту.

В советских школах нас учили роли личности в истории. Мол, создавались объективные предпосылки для того или иного события — вот оно и происходило. «Научный» подход. И не важно кто был лидером, кто был организатором- «верхи не могли, низы — не хотели».

Так вот — чушь это все.

Не было бы Второй мировой войны, не пришлось бы фашистской Германии искать новое вооружение, чтобы через пролив бомбить Великобританию, не нашелся бы там талантливый (и беспринципный) ракетчик Вернер фон Браун — не полетел бы в 1961-ом году Гагарин в космос. И вообще, в лучшем случае, первые ракеты с космическими кораблями отправились на орбиты лет на двадцать позже. И Королев бы продолжал гнить в шарашке. И американцы остались бы без Луны.

Потому что Вернер фон Браун изобрел Фау-2. После войны и СССР, и США по сути стартовали с того места, на котором в своих изысканиях остановился Браун. У нас была королевская Р1, повторявшая Фау-2, потом Р2. Потом уже Р7 — из которой выросла знаменитая ракета «Союз». Американцам было еще проще — они вывезли к себе самого Брауна. Гитлеровец стал «отцом» космической программы США.

Ну, а потом новые космические открытия и свершения превратились в обыденность. Кто сейчас знает космонавтов, работающих на Международной космической станции, какие задачи они выполняют и когда вернуться на землю? По большому счету пилотируемая космонавтика зашла в околоземный тупик. Еще со времен станции «Мир» мы в общем-то исчерпали научную повестку — что делать на околоземной орбите, какие исследования проводить, что нового открывать? Даже прошлогодний знаменитый годичный полет российского космонавта Михаила Корниенко и американского астронавта Скотта Келли — это упрощенное повторение полета нашего Валерия Полякова.

И вот тут появляется разумный сумасброд Маск, и обещает миллион человек отправить на Марс. Причем, он уже строит ракеты, у него есть космические корабли. Через пару лет его «Дракон» повезет астронавтов на МКС. Он снова делает космонавтику модной, он возвращает романтику и риск — то, что привлекает публику, то, что приводит в отрасль молодых, дерзких инженеров.

Эти все его ракеты, которые возвращаются и сами садятся на платформу… Электромобили — именно после «Тесла» их стали пускать в массовое производство другие автоконцерны… А безумный проект «Гигафабрики» — громадного производства (площадь цехов — 1.3 квадратных километра!)? В нем будут собирать аккумуляторы, которые станут новым, экологически чистым источником энергии (их можно быстро заряжать от солнечных батарей). И тогда — прощай уголь, нефть и газ — как главные энергоносители. Вся мировая экономика, кровь которой — черное жидкое золото — рухнет. На его фоне даже Ричард Бренсон, построивший первый частный космопорт и готовящий туристический полет в ближний космос — просто скромный прожектер.

Так вот — дело не в том, что технологии Маска перевернут мир, или что человечество, по его словам, станет межпланетным видом. Важно то, что он стал примером для многих технарей и бизнесменов. Он говорит — не надо ориентироваться на видимую линию горизонта, надо выстраивать маршрут, предполагая конечной точкой ту, что находится далеко за горизонтом.

Я знаю несколько борзых и активных российских команд, которые на полном серьезе готовят прорывы в космонавтике, хотя может и не такого уровня как Маск (а за космонавтикой обычно подтягиваются и технологии в других отраслях).

Да что говорить, думаю, не было бы Маска, вряд ли на этой неделе совершилась «космическая сделка века». По крайней мере для России. Совладелец авиакомпании S7 Владислав Филев купил уникальный плавучий космодром «Морской старт». Как он сам сформулировал: «Приобретение космодрома — это „входной билет“ для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы».

И это то важное, о чем я говорю — Маск ведет за собой в космонавтику, в частную космонавтику — то есть более динамичную и рисковую отрасль — умных, смелых людей уже много чего добившихся в технологическом бизнесе. И именно они становятся основой будущих прорывов человечества, без которых в общем-то жить скучно.

Вот увидим — «Морской старт», 95% которого принадлежали государственной ракетно-космической корпорации «Энергия», и на котором висят 500 млн долларов долга, скоро оживет, и наверняка другой, новой жизнью. Что придумал Филев пока не известно. Может быть он приоткроет тайну через несколько дней, когда состоится первая пресс-конференция владельца «Морского старта»…

Александр Милкус

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS