Или вместе, или никак

Или вместе, или никак | Продолжение проекта «Русская Весна»

Обозреватель Виктор Литовкин — о том, как НАТО стремится контролировать российские военные самолеты и не позволяет контролировать свои.

В последние дни самолеты НАТО участили свои полеты у российских рубежей — такие случаи фиксируются и на Балтике, и на Черном море. Наряду с этим недавняя история с заявлением МИД Исландии о якобы неправомерном сближении российского бомбардировщика с пассажирским авиалайнером над Норвежским морем опять напомнила о проблеме безопасности полетов военной авиации в нейтральном воздушном пространстве, ее опознавании и сопровождении. О так называемых транспондерах.

Тем более что исландские дипломаты, ссылаясь на слова командира пассажирского лайнера, летевшего из Рейкьявика в Стокгольм, почему-то перепутали дальний бомбардировщик Ту-22 М³ со стратегическим бомбардировщиком Ту-160. Не потому, что «у страха глаза велики», а потому, как выразился представитель российского военного ведомства, опровергнувший сам факт «опасного сближения», что заявление исландских дипломатов явилось «плодом личной фантазии» пилота. И уточнил, что российский бомбардировщик летел с включенными транспондерами. То есть определить, кто и где находился в нейтральном воздушном пространстве над Норвежским морем, профессионалам не составило бы большого труда.

И хотя виртуальный информационный конфликт между российским бомбардировщиком и исландским лайнером вроде бы завершился, проблема включенных и невключенных транспондеров военной авиации остается крайне актуальной.
Она стояла в центре Совета Россия-НАТО, который прошел больше двух месяцев назад. Там полномочный представитель нашей страны Александр Грушко предложил партнерам обсудить проблему безопасности на совместных границах, в том числе и полетов военных самолетов над Балтикой с выключенными транспондерами, которая, судя по выступлениям чиновников альянса и публикациям западных СМИ, очень сильно волновала европейское сообщество. Натовцы пообещали обдумать эту инициативу, но до сих пор никакого внятного официального ответа из Брюсселя Москва так и не получила.

Не дождавшись ответа от НАТО, российское военное ведомство в начале августа обратилось к нашим западным соседям в Балтийском регионе — Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Швеции и Финляндии с аналогичным предложением: пока в Брюсселе собираются с мыслями, давайте сами проведем консультации по этому вопросу, обменяемся мнением, как можно решить вопрос о транспондерах, беспокоящий военных и общественность прибалтийских стран. Сначала в балтийских столицах с интересом восприняли московскую инициативу, в столицу России даже собрался прилететь заместитель министра обороны Финляндии Юкка Юусти. Но в последний момент, сославшись на какие-то непредвиденные обстоятельства, финны этот визит отменили. А в балтийских СМИ, как по команде, со ссылками на местных высокопоставленных политиков прозвучали слова о том, что такие «сепаратные» консультации нецелесообразны, так как могут внести раскол в тесные натовские ряды. А эти «ряды» опять же помалкивают. Видимо, ожидая указаний из Вашингтона.

Предложение России НАТО принять решение по транспондерам возникло не на пустом месте. Эту идею высказал на встрече с российским президентом Владимиром Путиным во время его визита в Хельсинки президент Финляндии Саули Ниинистё. Общественность балтийских стран, сказал тогда руководитель соседней страны, очень беспокоят полеты российской военной авиации в балтийском воздушном пространстве с выключенными транспондерами, что создает крайнюю опасность для пассажирских перевозок. Владимир Путин, как знают читатели, ответил тогда, что натовские военные самолеты тоже летают в этом регионе, в том числе и у российских границ, с выключенными транспондерами, а количество таких полетов вдвое превышает полеты российских самолетов. Тем не менее Россия готова изменить свой подход к процедуре подобных полетов при условии, что так поступят и натовские летчики.

Маленькое разъяснение: транспондер — это такое устройство, которое, когда оно включено, позволяет автоматически идентифицировать любой летающий объект, узнать принадлежность этого объекта к той или иной стране, его тип и марку, определить направление и цель его полета. На гражданских пассажирских лайнерах, впрочем, как и на транспортных самолетах, они включены постоянно, что дает возможность диспетчерам в аэропортах управлять безопасностью воздушного движения, как регулировщикам на сложных городских магистралях. Разводить самолеты в небе по разным направлениям, по курсу, высоте, подсказывать пилотам самый безопасный путь. И летать с включенными устройствами, которые называются транспондерами, — значит, понизить напряженность между Россией и НАТО, в том числе и возле их границ, продемонстрировать открытость и транспарентность, отсутствие каких-то коварных замыслов по отношению к соседу…

Но оказалось, что натовцы, громче всех кричавшие о «неготовности русских к открытости и транспарентности», к «полетам с включенными транспондерами», сами не собираются следовать собственным призывам. Да, бывают отдельные случаи, когда их самолеты приближаются к российским границам с включенными транспондерами, заявляя таким образом о себе: мол, мы за вами пристально следим. Но договариваться с Россией о системе взаимного опознавания, подписать соответствующий документ, быть готовыми на взаимной основе открыть планы своих полетов у российских воздушных рубежей они не готовы.

Не готовы по разным причинам. В том числе и потому, что пытаются получить для себя одностороннее военное преимущество за счет того, что будут контролировать российские военные самолеты и в то же время не позволят русским контролировать свои. Тщетные надежды — отечественные средства контроля воздушного пространства позволяют идентифицировать любой летательный аппарат, даже сверхзвуковой и выполненный с применением так называемых стелс-технологий, а без них и подавно. И военного преимущества натовцам мы предоставлять не собираемся. Хотите транспарентности — пожалуйста. Но только на взаимной основе. Иначе никак.

На этом можно было бы поставить точку. Но вот деталь. Инициативу договориться о полетах с включенными транспондерами проявил не кто иной, как финский президент. Только потом ее поддержали российские политики и военные. И если в НАТО, которое не мытьем, так катаньем тянет в свои ряды Хельсинки, так относятся к финским предложениям, когда страна Суоми еще не член альянса, то возникает естественный вопрос: что будет, если она туда вступит?!

Виктор Литовкин

Обсуждение

 

Социальные комментарии Cackle

RusNext

Новости и аналитика о событиях в пространстве Русского Мира.

Орфографическая ошибка в тексте:
Вы также можете добавить свой комментарий:
4 + 5 =
Например, 1+3 = 4.