Россия и США: окончание «перегрузки»

Россия и США: окончание «перегрузки» | Продолжение проекта «Русская Весна»

Новый президент США Дональд Трамп заявил, что выступает за совместную с Россией борьбу с ИГ. «Было бы хорошо, если бы США и Россия поладили друг с другом, так как это в общих интересах», — сказал будущий глава американского государства. При этом новый американский лидер не хочет использовать термин «перезагрузка», ранее символизировавший потепление в российско-американских отношениях.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков согласился с Трампом, отметив, что «слово действительно несколько себя скомпрометировало, ибо последствия этой перезагрузки совсем не те, которые мы хотели бы видеть».

Напомним, что термин «перезагрузка» появился в 2009 году, когда госсекретарь США Хиллари Клинтон привезла в Москву проект урегулирования двусторонних отношений. Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лавров совместно нажали на кнопку, символизировавшую перезапуск российско-американских отношений. Правда, написано на ней было не «перезагрузка», а «перегрузка».

Эта оговорка американских дипломатов оказалась пророческой. На протяжении президентства Барака Обамы отношения между Россией и США неуклонно ухудшались и в настоящее время достигли низшей точки. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков даже полагает, что уровень российско-американских связей «опустился на самое дно». Иначе говоря, ухудшать их уже просто некуда.

Конечно, виновата в этом не только администрация Барака Обамы. С 2000-х годов Россия безуспешно пыталась наладить отношения с США. Но все попытки наталкивались на сопротивление со стороны окружения Буша-младшего. НАТО продвигалось на Восток, американские системы ПВО размещались у российских границ. При этом США официально заявляли, что все эти меры направлены исключительно против Северной Кореи и Ирана.

Американская дипломатия любила порассуждать о том, что у России нет и не может быть права вето на решения США и Запада, даже в вопросах, напрямую касающихся национальной безопасности нашей страны. Подобный подход не мог не вызвать напряжённости в общении.

Введение санкций и кризис в отношениях России и Запада после украинского майдана 2014 года — прямое следствие политики игнорирования России, её жизненных интересов, проводившейся США начиная с 1991 года.

Трамп хочет скооперироваться с Россией по сирийскому вопросу и проблемам борьбы с ИГ*. Дело благое. Но это только первый шаг в урегулировании двусторонних отношений. Ведь ни расширившееся на восток НАТО, ни украинский кризис никуда не денутся.

Подлинное урегулирование конфликта между Россией и Западом возможно лишь тогда, когда Россия на практике получит право вето в вопросах, касающихся её жизненных интересов. Это и гарантии невступления в НАТО наших ближайших соседей, республик бывшего Советского Союза. Это и прекращение бряцания оружием у наших границ и отказ от размещения дополнительных воинских контингентов в Польше и государствах Прибалтики. Это, наконец, и полноценное участие России в обеспечении безопасности Европы.

В настоящее время все структуры, обеспечивающие влияние России на ситуацию в Европе, а следовательно, и безопасность нашей страны, заморожены. Знаменитый Совет Россия-НАТО, который был создан для разрешения конфликтных ситуаций, не действует именно тогда, когда он жизненно необходим. Например, в 2008 году, в период российско-грузинского противостояния, Совет прекратил деятельность по инициативе Запада. То же самое пытались сделать и в начале войны на Украине.

В результате Совет Россия-НАТО, и так имеющий лишь совещательные функции, перестал быть даже площадкой для диалога дипломатов. Про него просто все забыли.

Аналогичная ситуация и с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нынешнем виде она возникла при Ельцине и должна была гарантировать участие России в обеспечении безопасности Европы. Однако на практике Запад сделал ставку лишь на НАТО и на вытеснение России. В 90-е годы на Балканах Запад и США действовали на свой страх и риск, превратив бывшую Югославию в зону длительного гражданского противостояния.

Кризис на Ближнем Востоке и в Сирии — результат односторонней политики США и Запада, решивших, что следует начать «арабскую весну». При этом «весна» привела к краху светских правительств Ближнего Востока и, соответственно, либо к исчезновению государственности в таких странах, как Ливия, либо к приходу к власти радикальных исламистов — как в Ираке, где экстремисты создали свой «халифат».

России и Западу нужно не только совместно бороться с ИГ * в Сирии. Нужно перезапустить весь комплекс двусторонних отношений. Иначе попытки США действовать без учёта интересов России будут постоянно приводить к конфликтам. А для этого нужно как минимум вовлечь Россию в структуры общеевропейской безопасности, вернуть нашей стране право голоса. В конце концов, США позволили даже Германии после Второй мировой войны превратиться во влиятельную европейскую державу. Хотя с Германией американцы дважды воевали, а с Россией — дважды были союзниками.

Работы по отдельным направлениям: сокращение вооружений, сирийская проблема, минский процесс — уже недостаточно. Напрашивается идея превращения ОБСЕ в аналог общеевропейской ООН, со своим Советом безопасности и списком великих держав, в который могли бы войти США, Россия, Британия, Франция, Германия, Италия, Испания, Польша. Наша страна много раз пыталась усилить роль ОБСЕ в Европе. Может быть, стоит вернуться к этому вопросу теперь?

США неоднократно предлагали Германии и Китаю создать так называемые «большие двойки» — совещание с участием двух стран, которое будет оказывать ключевое влияние на события в мире. «Большая двойка» США-Германия будет влиять на положение дел в Европе, а США-Китай, очевидно, в Азии.

С учётом нынешней ситуации — не пора ли создать «большую двойку» США-Россия? Во всяком случае, проблемы Евразии в таком формате можно было бы решать ко всеобщему удовлетворению. Тем более что президент Барак Обама на днях назвал Россию «военной сверхдержавой», тем самым признав, что попытки отнести нашу страну к малозначимым странам третьего мира полностью провалились.

Вопрос лишь в том, сумеет ли новый президент США Дональд Трамп пересмотреть весь формат американо-российских отношений и уважительно относиться к мнению России. Если удастся найти способ учесть законные интересы России, то США и наша страна снова станут партнёрами. С «перегрузкой» российско-американских отношений пора заканчивать, потому что она наносит ущерб обеим сторонам.

ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация!

Обсуждение

 

Социальные комментарии Cackle

RusNext

Новости и аналитика о событиях в пространстве Русского Мира.

Орфографическая ошибка в тексте:
Вы также можете добавить свой комментарий:
5 + 10 =
Например, 1+3 = 4.