RusNext.ru - Продолжение проекта «Русская Весна»

Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что сайт существует только благодаря доходам от рекламы!

1 GBP   84,0145
1 EUR   73,4825
1 USD   63,4838
10 UAH   24,1085
Византия 40 000 | Продолжение проекта «Русская Весна»

Византия 40 000

В прошлой публикации была предпринята попытка разобраться — почему одни исторические и культурные периоды широко используются и пригодны в качестве затравки сюжета игр, литературных произведений и сериалов, а другие нет. Если Рим, Скандинавия или хитросплетения венецианской общественной жизни выпукло видны в массовой культуре — им посвящены фильмы, сериалы, компьютерные игры и литературные произведения — то такое событие, как Византия, тысячелетнее, внушительного масштаба, существует на периферии масскульта.

При анализе византийского наследия (в самом широком смысле этого понятия) можно сделать вывод, что оно обладает рядом специфических особенностей. Главной из которых оказывается то, что оно, во-первых, весьма широко распространено как минимум в Евразии, а для славянских народов вообще является системообразующим. А во-вторых, несмотря на распространённость, это наследие существует в виде «двойного дна». Культурные коды Византии проявляются во многих местах, они ярки и широко используются- но при этом остаются вещью в себе, не вызывая интереса к самой византийской цивилизации, как таковой. Более того, многие и не подозревают, что конкретный образец массовой культуры в своём ядре является «византийским». Например, цивилизационный шаблон присутствует в одной из самых масштабных по охвату игровых вселенных Warhammer 40 000. Или, как пишут для экономии времени, W40k.

Концептуально созданная в 1987 году в виде настольной игры игровая вселенная включает в себя целую галактику (Млечный Путь) со множеством звёзд, планет и космических станций, охваченную бесконечной войной между различными воюющими сторонами на протяжении тысячелетий.

Такой сюжет мог бы показаться незамысловатым, если бы не глубина проработки мира, который существует в самоподдерживающемся состоянии благодаря большой аудитории, регулярно выходящим компьютерным играм, книгам, комиксам, огромной сфере продукции, относящейся к народному творчеству. Создатели мира и их последователи приложили большое количество энергии и творчества, чтобы в результате возникла цельная игровая вселенная, со своей мифологией, непротиворечивой логикой эволюции, набором принципов и законов, мемов и всем прочим, что необходимо качественному уходу от реальности.

Безымянный Император возглавляет Империум Человечества — галактическую империю, объединившую подавляющее большинство людей в галактике. Она существует более 10 000 лет назад, и находится под несменяемым правлением одной персоны — точнее, номинальным правлением. Уже много веков Император находится в состоянии сна после генерального эсхатологического сражения (с библейскими аллюзиями), однако его мудрость и духовная сила продолжает направлять человечество в нужное русло развития. Хотя верность пути многими оспаривается. Кроме того, дух Императора выполняет чисто практическую функцию — находящийся на Святой Терре-Земле мавзолей с телом Императора, работает астромаяком, на который ориентируются навигаторы всех кораблей человеческой вселенной.

В Warhammer 40 000 облаченные в скафандры и вооружённые высокотехнологичным оружием космические десантники, с благословения братьев-капелланов и глав рыцарских орденов непрестанно противостоят инопланетным чародеям, враждебным расам-ксеносам и потусторонним демонам, используя на равных квазимагические практики и орбитальные бомбардировки.

Нельзя не отметить, что усыпальница-палата для впавшего в кому Императора находится в районе Уральских гор. Что лишний раз навевает фанатам игры известные аналогии, особенно в сочетании с концепцией лежащего в мавзолее некоего усопшего вождя. Который, несмотря на мелкие неурядицы, «всегда живой», а его мудрость светит сквозь века и тысячелетия, направляя человечество «единственно верным путём».

Эта аналогия гармонично сочетается с другими узнаваемыми чертами: каноничные образы являющего собой верхушку светско-духовной власти Императора настолько полны двуглавых орлов-аквил, золота и багрянца, что первоисточник этого дизайна становится самоочевидным.

Весьма забавно, что украинский сепаратизм, особенно в бифуркационный момент, породил ещё одну дискуссионную площадку - в мире W40k. Как то так случилось, что пророссийские игроки подавляющим большинством ориентированы на фракцию Империума. В то время как сторонники майдана предпочитали силы Хаоса, инопланетян-ксеносов и прочих еретиков.

Собственно, символом всего Империума является герб дома Палеологов — двуглавый орёл. Его роль сводится не только к символу государства, но и, как большинство госсимволов Империума, несёт утилитарно-магическую функцию: сделав рукой «крыло аквилы» — прижав большой палец к ладони — гражданин империи призывает на защиту высшие силы.

В мире W40k воплощена идея «теологии как науки» — любая техника работает эффективнее после благословения, качество ремонта зависит от количества освящённых бирок с цитатами из сакральных текстов, оружие стреляет точнее и сильнее благодаря вмешательству не только оружейника, но и капеллана, а забывчивость в восхвалении Императора при первом же удобном случае заканчивается прорывом в реальный мир-«материум» какого-нибудь демона.

Соответственно, Император также доводит до абсолюта идею религиозной санкции верховной власти и её сакрализации — в концепции W40k. Как тут не вспомнить Константинополь где император вместе с патриархом олицетворял симфонию светского и духовного начал. Известно, что всё исходившее от императора Византии и его окружавшее называлось словом «священный»: священные щедроты, священная опочивальня, священный дворец и т. д.

Одним из типичных «обвинений», которые предъявляются Византии, как цивилизации — это подчёркнутая связь церкви и светской государственности, значительная роль духовенства и пронизывающая всю внутреннюю идеологию страны философия гиперцентрализации, сакрализация вертикали власти, гипертрофированная бдительность по отношению к сохранности духовно-нравственного ядра и бюрократическая машина, соразмерная задачам сопряжения многонациональных интересов и экономических векторов.

Эта комбинация обычно представляется в качестве априори непривлекательной для современного человека системы.

Однако, квазивизантийская вселенная Warhammer наглядно доказывает, что данная система пользуется большим интересом. Точную аудиторию игрового мира трудно подсчитать — в ней есть и игры, и книги, и огромное количество «народного» творчества — но она как минимум исчисляется десятками миллионов фанатов самых разных возрастов.

Так, актера Ивана Охлобыстина обоснованно подозревают в глубоких симпатиях к W40k. Его логотип в Твиттер явно берёт начало в имперской аквиле, а никнейм «псайкер» есть прямая отсылка к игровой вселенной: псайкеры в мире Вархаммера - это боевые маги-телепаты-экстрасенсы, напрямую взаимодействующие с силами варпа-гиперпространства.

Охлобыстин и сам иногда именует Россию Империумом.

Что в очередной раз подтверждает уже возникавший вывод: Византия, как цивилизационное явление, никак не может считаться сошедшей с исторической сцены, в том числе в сфере массовой культуры. Но, как и в других областях, византийское наследие оказывается вплетено в ткань современного бытия настолько глубоко, что его сепарация требует определённых усилий.

Византия 40 000 | Продолжение проекта «Русская Весна»