RusNext.ru - Продолжение проекта «Русская Весна»

Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что сайт существует только благодаря доходам от рекламы!

1 GBP   82,5553
1 EUR   72,2390
1 USD   61,2610
10 UAH   23,5212
Национальная идея найдена | Продолжение проекта «Русская Весна»

Национальная идея найдена

Сразу отмечу: заголовок данной статьи – не мой. Ровно три года назад (31 июля 2014 года) статья с таким названием была опубликована на сайте Международного информационного агентства РИА-новости – в колонке Зиновьевского клуба. 

Автор статьи – известный российский философ и директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

Сегодня я хочу опубликовать её на Rusnext целиком. Почему? Не только потому, что у статьи, которая мне и многим моим коллегам чрезвычайно близка, сегодня юбилей, но прежде всего потому, что все сказанное автором этой публикации сбылось или вот-вот сбудется.

Подзаголовок названной статьи звучал так: «к 2017-2018 году идея цивилизационного развития России станет в нашей стране определяющей». Действительно: о необходимости взятия на вооружение нашей страной цивилизационной идеологии сегодня не говорит уже только ленивый.

Нам еще втюхивают ценности «глобализации», «свободного рынка», «демократии» и «открытой России». Пичкают какими-то «красными» и «белыми» проектами, пытаются возродить монархические чувства и подсовывают «имперский» или «ордынский» политический товар. Однако мыслящая часть России и те эксперты, которые так или иначе сталкиваются с политической практикой, все активнее используют в своем лексиконе такие понятия, как «цивилизационное развитие», «цивилизационный подход», «цивилизационный проект», «цивилизационный выбор», «цивилизационная идеология» и т.п.

Именно цивилизационная парадигма станет ключевой в ходе программных заявлений Владимира Путина в период избирательной кампании 2017-2018 года. Ну и 1 ноября с.г. в рамках очередного, 25 Всемирного русского народного собора прозвучит доклад Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о российской цивилизации.

Граждан России еще пытаются поссорить по национальному, конфессиональному, социальному, идеологическому и иным признакам, натравливая атеистов на православных, космополитов на русских, молодежь на пожилых, а постсоветских людей – на тех, кто стремится к развитию, а не к возврату в СССР. Но цивилизационная идеология уже работает: она объединяет граждан России не только друг с другом, но и со своими ближайшими соседями, поскольку предлагает каждому живущему в пространстве Северной Евразии индивиду простую и понятную идею – нашей ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ОБЩНОСТИ.

Российская цивилизация – вот та региональная субъектность, которая на наших глазах становится евразийской цивилизацией как геополитической субъектностью.

События на Украине 2014-2017 гг., санкции Запада по отношению к нашей стране и масса других событий лишь подтвердили необходимость выбора Россией собственного, цивилизационного (то есть самобытного и суверенного) пути развития.

Впрочем, возвращаюсь к статье-манифесту Владимира Лепехина и предлагаю её читателю.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ НАЙДЕНА

К 2017-2018 году идея цивилизационного развития России станет в нашей стране определяющей, считает Владимир Лепехин.

События на Украине и разделенность этой страны надвое не столько по этническому, сколько по цивилизационному признаку предопределили формирование в России новой национальной идеи.

Четверть века поиск этой идеи происходил в непересекающихся руслах двух условных рек, текущих в противоположных направлениях: либеральной, прозападной идеологии, с одной стороны, и постсоветской, постимперской — с другой. В конце нулевых годов нынешнего века неэффективность и даже порочность либерально-прозападной идеи стали настолько очевидны, что при всем желании нового политического класса России сохранить в стране статус-кво, начался естественный дрейф российских элит в сторону каких-то новых, более соответствующих моменту идей. Ну а после начала операции Запада по "принуждению к хаосу" Украины, не только интеллектуалам, но даже студентам-двоечникам становится очевидным банкротство вытекающих из либеральной доктрины концептов формирования "сверхоткрытого общества", построения "Большой Европы" и т.п.

Падение в России темпов экономического роста и бессилие занявших к настоящему моменту все ключевые посты в правительстве компрадоров изменить ситуацию в российской экономике к лучшему предопределили обращение президента России и его "группы интересов" в сторону поиска точки опоры в новом, более прагматичном концептуальном пространстве. Так, 12 сентября 2012 года на встрече с молодежью в Краснодаре Владимир Путин отметил, что "мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России". А 4 сентября 2013 года президент России впервые определил свою политическую ориентацию, назвав себя "прагматиком с консервативным уклоном".

Разворот президента в сторону консерватизма в его патриотической версии подстегнул представителей "правого" и "левого" флангов российского политического поля к разного рода активностям антилиберального толка. При поддержке одной из башен Кремля был сформирован Изборский клуб, выдавший на гора концепт "Пятой империи". Активизировались разного рода "государственники", неоконы, почвенники, ордынцы, монархисты, черносотенцы и просто русофилы и еврофобы. По отмашке "сверху" были сформированы Национально-освободительное движение (НОД), группа "Суть времени" и иные структуры, призванные объединить провластных патриотов против всего прозападного.

Между тем, события на Украине показали: имперская идея — не просто анахронизм, но великий раздражитель для тех, кто живет сегодня не только в новых независимых государствах, но и в собственно российских автономиях и в наших космополитично-интернациональных столицах — Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Иные же антилиберальные концепты увязли в маргинальности и неспособности предложить власти какую-либо действенную и системную альтернативу продолжающемуся падению в России темпов экономического роста.

Впрочем, помимо названных идей, в российской интеллектуальной среде достаточно давно появилась и другая идея — цивилизационная.

В частности, во время последних президентских выборов в руках спичрайтеров Владимира Путина оказались брошюры "Цивилизация активов" и "От "Новой России" к Евразийской цивилизации". Возможно, сей факт стал одним из катализаторов появления в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от декабря 2012 года словосочетания "Россия — государство-цивилизация". Еще более определенно высказался президент РФ на эту тему на заседании Валдайского клуба 19 сентября 2013 года: "Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства".

Цивилизационный тренд подхватил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая 31 октября 2013 года на XYII Всемирном Русском Народном Соборе, он отметил: "Россия — страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат". А после воссоединения Крыма с Россией и оформления сил Народного ополчения на юго-востоке Украины цивилизационная идея заняла прочное место в cистеме новой идеологии Русского мира в качестве базовой идеологемы.

Таким образом, весной 2014 года в России оформился новый политический дискурс, в котором понятие "цивилизация" приобретает ключевое значение.

Итак, ИМЯ новой Национальной идеи — "идеология русско-российской цивилизации". Определен также ОБЪЕКТ этой идеи — Русский мир, понимаемый, разумеется, не в этническом и почвеническом, но в цивилизационном (в культурно-географическом, НАДэтническом) смысле — как важнейший, но не единственный и не доминирующий элемент формирующейся сегодня Евразийской цивилизационной общности… В своей последней книге "Обретение идеологии" автор этих строк предложил понимать под "Русским миром":

а) всех граждан Российской Федерации, независимо от их национальности, вероисповедания и места проживания;

б) всех русских и русскоязычных людей, независимо от места их проживания и гражданства;

в) пространство Российской Федерации и других, союзных ей стран, граждане которых разделяют цивилизационные цели и ценности России и русских, а также хотят говорить по-русски и приобщаться к русской культуре.

Помимо имени и объекта новой Национальной идеологии, определен также её ПРЕДМЕТ. Это цивилизационное развитие Российской Федерации и Русского мира, призванное стать ЦЕЛЬЮ внутренней и внешней политики российского руководства. Именно цивилизационное (а не национальное, имперское или постсоветское) и именно развитие — а не "реформы", "революция", прозападная "трансформация" и что-то подобное.

Цивилизационная парадигма развития предполагает органичный перевод адекватных умонастроениям большинства граждан России идейно-политических конструктов в формат подлинно общенациональной, то есть "объединяющей" идеологии. Она же предполагает вывод общества из состояния аномии (термин социолога Эмиля Дюркгейма) через постановку в центр названной идеологии не вопроса о власти, но антропофактора и развернутой аксиологии как системы ценностей и императивов, отличающих русско-российскую цивилизацию от иных трансрегиональных цивилизаций и придающих всем без исключения процессам в нашей стране искомый смысл.

В основе новой российской цивилизационной идеологии лежит исторический социокультурный и иной опыт Руси-России, связанный с приоритетом высокой духовности и презрением к "золотому тельцу". Понятно, что в этом опыте много мифа и оторванной от реальности игры в текст и в высокую духовность. Однако же опыт выставления духовно-нравственных приоритетов у России все же имеется, и он проистекает из крестьянско-созидающей сущности русского суперэтноса, являющейся антитезой этносам и государствам, сформировавшихся на приоритетах извлечения прибыли в основном на финансовых операциях и торговле (включая торговлю людьми) и сформированных на этой основе капиталистического способа производства и потребительско-утилитарного отношения к человеку и природной среде.

Полагаем, что к 2017-2018 году идея цивилизационного развития Русского мира станет в нашей стране определяющей — основой того мировидения, которое — после нескольких десятков лет бесплодных интерпретаций в рамках навязанных нам в начале 20-го столетия чуждых дискурсов — обогатится не только живыми дискуссиями, но также инновационными подходами, конкретными прикладными исследованиями, качественной аналитикой и профессиональным прогнозированием и проектированием будущего России и Евразии.