Византийская эра. С Новым, 7526 годом! | Продолжение проекта «Русская Весна»

Византийская эра. С Новым, 7526 годом!

«В лето 6360, Индикта 15 день, наченшю Михаилу царствовати, нача ся прозывати Руска земля» — сообщает нам «Повесть временных лет». В представлении современника эта фраза звучит как письмо из будущего — когда ещё 6360 год настанет, мы-то в 2017 живём!

Однако, вплоть до Петра Первого, как раз такое летосчисление было привычным для наших предков, — основатель Петербурга своей реформой сделал наш древний календарь на 5508 лет моложе. Он же перенёс празднование Нового года на 1 января, хотя до Петра новолетие отмечалось 1 сентября по старому стилю, иначе — 14 сентября по нынешнему.

День 14 сентября до сих пор сохраняется как точка отсчёта в Русской Православной Церкви, с него начинается годовой цикл церковных служб. Правда, 5508 лет, отсечённых великим реформатором, и здесь не уцелели. А жаль! Мы бы сегодня могли встречать 7526 год и гордиться тем, что у нас самый древний в мире действующий календарь.

Откуда появились эти 5508 дополнительных лет, предшествующих Рождеству Христову?

В просторечии старый способ отсчёта именовался «От сотворения мира». Однако это не совсем верно. Считать возраст вселенной от первого дня творения — неблагодарная задача. Только начётники-протестанты с лёгкостью трактуют один день работы Творца как одни земные сутки, один оборот нашей планеты вокруг своей оси. Для них, самоуверенных всезнаек, ещё святой апостол Пётр разъяснял во Втором соборном послании: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Поэтому Шестоднев, шесть дней творения благоразумнее вынести за скобки этой временной оси. Как и неопределённый период пребывания Адама и Евы в раю, среди неповреждённой, иной природы в которой могло быть иное время.

Гораздо более верное наименование старого летосчисления — «От Адама». Оно тоже широко бытовало в Православном мире. Цифру в 5508 лет от Адама до Рождества Христова получил Дионисий Малый, попытавшись реконструировать библейскую историю по Септуагинте, греческому переводу Ветхого Завета. В то же самое время римские христиане, пользуясь латинским переводом Ветхого Завета, Вульгатой, насчитали всего 4713 лет. Некоторое время эта система отсчёта была распространена в Римской церкви. Но мы не можем с ходу отвергнуть римский счёт как чужой, католический, потому что во время установления этого летосчисления никакого раскола Христианского мира ещё не произошло, и Римская церковь также считалась православной.

Прибавление 5508 лет к истории от Рождества Христова вернее назвать не православной, а константинопольской традицией. В других восточных церквях — Александрийской, Антиохийской — существовали свои традиции летосчисления, похожие на константинопольскую: одни прибавляли 5500 лет, другие 5504 года. Тем не менее, в 537 году именно система «5508+" была официально принята в Византии. На Руси она стала применяться после Крещения, вместе с годовым церковным циклом мы приняли и отсчёт времени, о чём свидетельствуют древнерусские летописи, но официально на государственном уровне этот стиль был закреплён только в 1492 году, уже после падения Константинополя, когда Москва окончательно ощутила себя Третьим Римом, духовным преемником Византии.

Признавать отсчёт лет «от Адама» сакральным, истинно православным, освящённым христианскими догмами отсчётом — явное преувеличение. Ни один Вселенский Собор не принимал решений на этот счёт, в Православной церкви нет канонов и правил, согласно которым наступающий 14 сентября новый церковный год надо считать 7526 годом, и никак иначе. Правда, в одном из правил Шестого Вселенского Собора есть упоминание, что определённой категории еретиков, если они хотя вернуться в лоно матери-Церкви, надо покаяться до определённого дня — и указана дата по Константинопольскому стилю. Но это чисто техническое упоминание даты светского календаря Византийской империи — так же, как в документах современной православной церкви есть упоминания с датами по григорианскому стилю, принятому в Российской Федерации, что, конечно, не делает григорианский стиль сколько-нибудь священным.

На этом основании мы не обязаны боготворить византийское летосчисление, признавая его единственно правильным, но должны уважать его: и как память о нашем прошлом, и как отсылку к мировой библейской истории. Если современный календарь, начинающийся с Рождества Спасителя,- это календарь Нового Завета, то наш старый константинопольский календарь,- это календарь и Ветхого, и Нового Завета вместе, календарь единой истории духовной борьбы человечества за спасение.

В естественнонаучной среде принято скептически относиться к старому византийскому счислению — «от Сотворения мира» либо «от Адама», поскольку принятые там сроки радикально не совпадают с возрастом Вселенной или со временем существования Homo sapiens, вычисленными экспериментальным путём. Однако, как это не кажется парадоксальным, никакого непримиримого противоречия между календарём «от Адама» и новейшими данными палеоантропологии нет.

Хотя биологическая история человека насчитывает, по данным антропологов, более ста тысяч лет, но вряд ли на протяжении большого отрезка этого времени было возможно говорить о существовании человека в его метафизическом понимании. Человек и в современном секулярном мировоззрении, и тем более в христианском традиционном мировоззрении,- это существо, кардинально отличающееся от животных.

Чем же отличается человек разумный от животного с точки зрения естественного знания? Пока его деятельность направлена исключительно на воспроизводство рода, на передачу из поколения в поколение своих генов, он полностью принадлежит биосфере, является частью животного мира. Стать частью ноосферы (сферы разума), существом иного порядка Homo sapiens может лишь тогда, когда он станет передавать из поколения в поколение знания, и эти знания, подобно генам, обретут свою матрицу. Иными словами, Homo sapiens превратился из человека биологического, из самого смышленого зверя в человека разумного, в человека ноосферного тогда, когда освоил письменность.

А зарождение первых элементов письменности, как подтверждают археологи, как раз приходится на период, очень близкий к периоду начала отсчёта библейской истории. Речь идёт о так называемых Тэртерийских пиктограммах в Европе и пиктограммах Цзяху в Китае, датируемых серединой шестого тысячелетия до нашей эры. Поэтому даже самые завзятые скептики имеют совершенно рационалистические основания последовать традиции наших предков и отпраздновать 14 сентября наступление 7526 года «от первого человека», сиречь «от первого человека разумного».

Среди современных народов встречу Нового года в середине сентября сохранили граждане Эфиопии. Правда, они празднуют не четырнадцатого, а тринадцатого сентября, из-за опоздания с введением високосных годов. Получается, что Эфиопия — последний реликт  древней восточно-христианской цивилизации, Византийской Ойкумены, унаследовавшая и элементы древнего восточно-христианского календаря.

 

Материал подготовлен при поддержке Международного Византийского клуба 

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS