Киевские, русские, наши… | Продолжение проекта «Русская Весна»

Киевские, русские, наши…

Кем был богатырь Илья Муромец — россиянином или украинцем? Герой народных былин неожиданно оказался в эпицентре исторического спора. Одни утверждают, что родиной защитника Киевской Руси является село Карачарово на окраине современного Мурома, что в центральной России, во Владимирской области. Другие обнаруживают, что в Киевской области, неподалёку от городка Муровец тоже есть местечко Карачев, и карачаровский Муромец вполне мог быть его уроженцем.

Учитывая нынешнюю ревность свидомитов к москалям, страсти кипят нешуточные. В дело идут самые причудливые, смехотворные аргументы: например, за какое время сказочный конь богатыря мог, по былинным свидетельствам, доскакать от родительского дома до Киева? Да Вы ещё в хвостах Змея Горыныча расстояние измерьте!

Покуда гремят словесные баталии, мощи святого богатыря тихо лежат в Киево-Печерской Лавре. Если из того, горнего, неведомого мира, Илья Иванович слышит нас, сама постановка вопроса должна его сильно удивить. Это всё равно, что Христофора Колумба спросить, кто он: кубинец или колумбиец? Для Колумба, основавшего Новую Испанию, деление на Кубу и Колумбию было чисто географическим фактом, обе территории заселялись одним народом, о размежевании не было и речи. Точно таким же одним народом были во времена Ильи Муромца и жители Киевской Руси.

Свидетельством национального единства наших предков служит Собор Киево-Печерских святых, что в Ближних Пещерах, отмечаемый 11 октября.

Преподобный Антоний Первоначальник, основатель Ближних Пещер, родом из городка Любеч, лежащего на границе современных Украины и Белоруссии. Его ученик Феодосий, основатель Дальних Пещер — из российского ныне Курска. Первый игумен обители, Никон — крымчанин, пришедший из Тьмутаракани.

Среди святых, чьи мощи веками остаются нетленными в пещерах Лавры, могут найти своих земляков и украинцы, и россияне, и белорусы.

Чудотворец Прохор Лебедник, прозванный так за способность на протяжении целого поста питаться одной лебедой — из Смоленска. Исаакий Затворник, несколько лет не выходивший на свет — из тверского городка Торопец. Княжна Ольшанская Иулиания, умершая девой — из Ровенской области. Ещё один князь, Николай, за благочестие прозванный Святоша, из Чернигова. Врач Агапит, лечивший людей бесплатно — киевлянин.

Преподобный игумен Варлаам тоже родился в Киеве, но его предки — новгородцы. Дед Варлаама Вышата пришёл на службу князю Ярославу из Новгорода (где, кстати, постоянно проживала вся княжеская семья, включая ещё одну «персону спорной национальности», Анну Ярославну, будущую королеву Франции). Вышата, в свою очередь, был внуком того самого новгородского тысяцкого Добрыни, который, согласно летописи, «крестил Новгород мечом».

Если до Крещения на Руси и выделялись обособленные племена, то почти сразу после принятия Православия сформировалась единая нация. Киев стал тем тиглем, где сплавились воедино региональные различия. В стольный город на Днепре прибывали выходцы из самых разных русских краёв, что подтверждает и лаврский патерик.

Отсюда же, из Киево-Печерской лавры, с просветительской миссией направлялись подвижники во все концы Руси, — о чём тоже напоминают нетленные останки Ближних Пещер.

Священномученик Кукша проповедовал на Оке, на территории современных Орловской, Тульской и Рязанской областей. Лаврентий Затворник назначен епископом Туровским, на земле нынешней Белоруссии. Преподобный Меркурий возведён в сан епископа Смоленского. Другие иноки Лавры, позже признанные святыми, стали: Нифонт — епископом Новгородским, Ефрем — епископом Переяславским, Симон — епископом Суздальским.

И кто из них россиянин? Кто — украинец? Кто — белорус? Все они русские.

Напрашиваются приевшиеся слова, что все они — дети одного народа. Да нет, это неточно. Не дети они — отцы одного народа. Наши с Вами духовные отцы. Создатели драгоценного единства, сложившие из вятичей и древлян, северян и кривичей, из многих прочих племён бессмертную и нераздельную Русь.

Киево-Печерская Лавра — колыбель русского единства. Мощи её святых — памятник строителям единой Руси. Тот, кто отказывается от русского единства, кто отталкивает своих родных братьев — предаёт эту святую память.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники ВКонтакте Telegram RSS