Депутатский ляпсус и реформа образования | Продолжение проекта «Русская Весна»

Депутатский ляпсус и реформа образования

Город Новый Уренгой оказался непрекращающимся генератором соблазнов.

Сперва ученик местной школы Десятниченко рассказал немецким депутатам, как сильно его огорчает судьба «невинно погибших» солдат вермахта. В частности — судьба кассельсского ефрейтора Рау, попавшего в окружение «так называемом Сталинградском котле» и умершего весной 1943 г. от «тяжелых условий плена». Такая всемирная отзывчивость у многих не только русских, но даже и немцев вызвала некоторое непонимание.

Спустя месяц воспоследовал новый соблазн. Глава фракции КПРФ в законодательном собрании Ямало-Ненецкого АО Е. М. Кукушкина написала официальный запрос главе ново-уренгойского департамента образования М. О. Терещенко с просьбой «сообщить, кем принималось решение о направлении данного ученика в город Бундестаг».

Депутатское открытие в области немецкой топонимики широко распространилось и за пределами Ямало-Ненецкого АО. Не очень помогло делу даже и объяснение, данное Кукушкиной — «Когда я делала запрос, я была в Новом Уренгое, а помощница в Салехарде, и мы это делали по переписке, по телефону. Ну, ошиблась, ошиблась, не думаю, что это так уж принципиально. Суть-то понятна».

По переписке-то по переписке, но вообще-то принято внимательно читать официальный запрос, который подписываешь. Тем более, что дело юноши Десятниченко — очевидно кляузное, и ясно было, что автору запроса всяко лыко будет поставлено в строку.

Но даже если бы виновата в ляпсусе была только помощница (хотя это и не так), суть соблазна от этого изменилась бы несильно. Помощник депутата, помогающий ему составлять запросы, также должен отвечать известным образовательным требованиям, каковое соответствие в данном случае отсутствовало.

Но посмотрим на казус с другой стороны. В чем провинилась депутат Кукушкина (или ее помощница, или обе разом)? Только в том, что она точно последовала передовым советам о том, каким должно быть образование в будущем. Ей можно поставить в вину — если это вообще вина, а не, напротив, заслуга — только то, что будучи 1972 года рождения, то есть обучаясь в школе в 80-е гг., она несколько предвосхитила нынешние истины, ставшие сегодня общим местом, но тогда таковыми еще не бывшие.

Психолог, а также гуру по всем вопросам Л. В. Петрановская учит: «Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее… Школа полностью сидит на этом — накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить — пойти играть в игру в телевизоре. На самом деле в современном мире — все об этом говорят — гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете». Правда, затем, гуру присовокупляет: «Кто-то научится, а кто-то нет». Ну, так в семье не без урода.

А теперь надобно совершенно другое — «Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре „К“: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление».

Ну, и где здесь Бундестаг? Не говоря уже про Кортесы и Стортинг. Главное — креативность, а Бундестаг приложится. А если не приложится, так и Бог с ним.
Можно возразить, что Л. В. Петрановская — частное лицо (хотя, впрочем, тонко чувствующее дух времени) и в качестве частного лица вправе нести, что угодно.

Но уже Г. О. Греф — не вполне частное лицо. Дело даже не в его должности главы «Сбербанка», а в том, что будучи особой, приближенной ко двору, он беспрестанно дает первым лицам советы, как следует обустроить народное просвещение. А именно: он знает, как исправить ситуацию «во имя спасения России». Для этого необходимо уничтожить остатки «старой советской системы образования — „напихивания“ детей колоссальным объемом информации». Резкое сокращение объема знаний, получаемых школьниками, поможет стране «включиться в технологическую революцию».

И опять же: при резком сокращении даже нынешнего объема знаний откуда юношеству будет известно про Бундестаг?

Наконец, непосредственному исполнителю школьной реформы А. А. Фурсенко принадлежат слова о том, что «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». И зачем квалифицированному потребителю (причем даже не из Германии, а из России) знать, что такое Бундестаг? Там же не торгуют ширпотребом.

Депутат Е. М. Кукушкина хотя бы частично воплотила собой мечты реформаторов образования, и за что же ее бранить и срамить?
Есть конечно, некоторая несообразность в ее партийной принадлежности. Что там ни говори про В. И. Ленина, он никогда не объявлял Митрофанушку венцом творения, а напротив, указывал, что «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», и призывал юношество «Учиться, учиться и еще раз учиться». В этом смысле успехи главы фракции КПРФ в заксобрании ЯНАО Е. М. Кукушкиной в реализации передового учения Грефа-Петрановской-Фурсенко несколько противоречат заветам Ильича.

Но люди прогрессивного склада могут только приветствовать депутата, воочию видя на ее примере, как форсайты становятся явью.