RusNext.ru - Продолжение проекта «Русская Весна»

Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что сайт существует только благодаря доходам от рекламы!

1 GBP   82,6954
1 EUR   73,2427
1 USD   62,4352
10 UAH   23,8189
Докопаться до ВСУ | Продолжение проекта «Русская Весна»

Докопаться до ВСУ

Война — это всегда в некотором смысле соревнование противоборствующих сторон в смекалке, которая во время решающего этапа конфликта помогает получить стратегическое преимущество. На фронте важны не только «шахматные» способности командиров, разрабатывающих операции в штабах и просчитывающих возможные, а заодно и невозможные шаги врага, но и полевые придумки тех, кто не вылезает с передовой.

Парни из знаменитой донбасской интербригады «Пятнашка», сформированной преимущественно из добровольцев России, РЮО, Абхазии и подконтрольных ВСУ территорий Украины, ярко продемонстрировали эффективность данного тезиса. Между собственными позициями в районе «авдеевской промзоны», или сокращенно «промки», и линией обороны украинских военных бойцы «Пятнашки» вырыли систему подземных тоннелей, которую после длительного путешествия по ней я сам про себя начал называть «донбасское метро».

Экскурсию по данному объекту военной инженерии мне провел один из основателей «Пятнашки», российско-абхазский доброволец Ахра Авидзба, больше известный как «Абхаз» и возглавлявший подразделение в самые горячие для Донбасса операции — штурм Донецкого аэропорта, освобождение Шахтерска, Углегорска, Дебальцева. Нырнув в неприметный и затерянный среди прочих передовых блиндажей вход в тоннельную систему, мы вместе с Ахрой довольно долго петляли по тесным подземным коридорам, двигаясь, по его словам, прямо к позициям ВСУ.

«Если не можешь дотянуться до врага на земле, ничто не мешает сделать это под ней», — пошутил Ахра, когда я тревожно, ощущая явное воздействие клаустрофобии, отметил, что температура становится все ниже. На поверхности стояла жара за тридцать, а здесь, внизу, было не просто прохладно — почти зябко. Чуть позже я убедился, что в шутке «Абхаза» была лишь малая часть шутки, все остальное — правда. Мы добрались до дежурной бригады бойцов, которая кирками и лопатами прокладывала путь вперед. «Продвигаемся вперед на 3–4 метра в день», — лаконично констатировали бойцы. «А давно копаете?» — решил уточнить. «Давно!» — ответили мне.

Учитывая, что на этом участке фронта расстояние до врага изредка превышает пятьсот метров и зачастую вовсе составляет метро сто-триста, а скорость продвижения тоннелей к первой линии обороны ВСУ составляет 3–4 метра в день, то за месяц «Пятнашка» приближается к врагу метров на 120 примерно. Если предположить, что строительство «донбасского метро» началось в апреле, то сейчас военные ДНР как раз добрались до украинских блиндажей на переднем крае. Делюсь своими соображениями с Ахрой, он загадочно комментирует: «Подожди, мы еще и под вторую их линию обороны подкопаемся».

На самом деле подземные методы ведения войны — достаточно древний способ стратегического противостояния. Первая и Вторая мировый войны — яркое тому подтверждение. Как бы ни совершенствовались военные технологии, но, казалось бы, первобытные кирка и лопата до сих пор являются эффективными средствами для организации обороны, а если надо — и нападения. Да, может быть, копание в земле выглядит не так героически, как атака «в лобовую», и результат достигается не так быстро, но зато помогает сберечь десятки, а иной раз и сотни жизни бойцов.

В условиях противостояния донбасских республик и Киева смекалка парней из «Пятнашки» тоже может сыграть важную, а кто знает, возможно, и ключевую роль. «На пользу фронту система подземных тоннелей работает до примитивности просто — достаточно правильно рассчитать месторасположение украинских укрепрайонов, добытое разведывательными подразделениями, довести дотуда подкоп, а потом заложить необходимое количество тротила, благо в шахтерском Донбассе с этим „добром“ проблем нет!» — объясняет Ахра Авидзба.

Единственная проблема, по словам «Абхаза», — на укрепление тоннелей уходит очень много леса, то есть досок. Почва в районе «авдеевской промки» рыхлая, песчаная, и есть высокий риск обвала — приходится каждый тоннель «обшивать» дополнительными стройматериалами. Впрочем, любые материалыне затраты с лихвой окупаются сохраненными жизнями бойцов, здесь к ним относятся чутко. «Пятнашка» буквально полтора месяц назад потеряла командира — Олега Мамиева (он же «Мамай»). Произошло это в результате гранатометного огня. «Подобного рода удары не могут нас сломить, это точно. Скорее дополнительно мотивируют», — говорит Ахра, когда речь заходит о его друге. (Именно «Абхаз» привел Олега Мамиева в «Пятнашку» и рекомендовал назначить командиром).

К слову, строительный опыт бойцов интербригады «Пятнашка» при воздвижении «донбасского метро» в районе Авдеевской промзоны начал активно применяться и другими военными подразделениями ДНР на аналогичных направлениях — там, где расстояние для противника позволяет. Памятуя регулярное пренебрежение Киевом минскими положениями о «серой зоне», напомним, ВСУ на протяжении последних двух лет постоянно вопреки договоренностям занимали ее внушительные участки — в подавляющем большинстве случаев дистанция до противника минимальная.

Таким образом, гонясь за громкими информационными поводами о «победном продвижении ВСУ», киевское командование в итоге оказало само себе медвежью услугу. Да, украинские военные все ближе к позициям донбасских республик, но и докопаться до них, соответственно, проще.